Эх, прокачу! Или Зачем рекламщику городские автобусы?

Эх, прокачу! Или Зачем рекламщику городские автобусы?

Эх, прокачу! Или Зачем рекламщику городские автобусы?
Аналитика

16 января 2018, 10:11
Первые дни наступившего 2018 года для муниципального казённого предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки» выдались весьма горячими. После почти полугодового отсутствия тут появился новый начальник - им, как и предполагалось, стал депутат Оренбургского городского совета Артем Сафиуллин.

"Идите и покажите, как работать!"

О том, что предприниматель и совладелец крупнейшей в городе компании по размещению наружной рекламы собирается идти в муниципальные управленцы, было известно давно. Большой резонанс получила аудиозапись с одного из аппаратных совещаний у главы Оренбурга Евгения Арапова, где Артём Сафиуллин начал критиковать работу муниципального общественного транспорта. Глава города перебил депутата и предложил тому возглавить автопредприятие и личным примером показать, как надо работать.

После этого мало кто сомневался, что юридическое назначение нового "главного по автобусам" лишь дело времени. И вот 11 января Евгений Арапов представил коллективу МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» директора. Не прошло и недели, а новый руководитель уже подробно рассказывает в СМИ о ситуации в МКП, кто в ней виноват и что с этом делать.

В долгах как в шелках

Справедливости ради, хозяйство Артёму Сафиуллину досталось довольно проблемное. Бывший директор муниципального предприятия пассажирского транспорта Александр Семенов уволился ещё в августе 2017 года. По данным редакции, Сергей Николаев, заместитель главы города по городскому хозяйству, не хотел "отдавать" Семенова. Однако лобби определённых влиятельных людей, которые хотели взять под контроль и этот муниципальный сегмент, оказалось сильнее. Другой вопрос, что они получили в итоге? Финансовое состояние автопредприятия, мягко говоря, далеко от идеала.

Так, по одним данным, общий долг МКП составляет почти 200 млн рублей, в большинстве своем поставщикам топлива и запасных частей. Только в Пенсионный фонд РФ МКП задолжало более 30 млн рублей.

Между тем за пять лет на субсидирование МКП из городского бюджета ушло более полутора миллиардов рублей. Автобусный, а уж тем более троллейбусный парк в основном изношенные. Выплачивается кредит за приобретенные несколько единиц в 2015 году. Водителями работают в основном люди пенсионного и близкого к тому возраста. Среди кондукторов - постоянная текучка кадров. Требует срочного ремонта крыша ремзоны.

А что же новый руководитель? В своём интервью порталу РИА56 он признаёт плачевное положение предприятия. И задачей номер один ставит выход МКП на нулевую рентабельность, чтобы не копить долги дальше. Достичь этого он планирует сокращениями персонала и установкой системы безналичного приёма платежей.

Кроме того, Артём Сафиуллин активно поддерживает идею сокращения количества автобусов на дорогах - чтобы вместо часто бегающих "пазиков" ходил один большой автобус, пусть и реже.

Эксперты уже с сомнением оценивают предложения депутата: сколько денег потребуется на валидаторы для безналичной оплаты в каждый автобус? А если частники по-прежнему будут принимать монетки, то какой смысл обычному человеку ещё и тратится на карточку для проезда в муниципальном автобусе?

Кроме того, что греха таить, чёрный нал с пассажиров позволял заметно экономить на налогах, а водитель и кондуктор, пусть и незаконно, но имели свою "прибавку к жалованию".

Наконец, главный нюанс: захотят ли оренбуржцы, привыкшие к частой подаче автобусов к остановкам, ждать в 3 - 4 раза дольше, чтобы втиснутся в "большой бас"? Те же эксперты констатируют, что пассажиропоток в Оренбурге ежегодно снижается примерное на 10 - 15%, а если сделать транспорт ещё более неудобным и медленным, люди просто откажутся на нём ездить, предпочитая личные машины.

Из рекламистов - в автомобилисты

Так почему же бывший директор рекламной компании возглавил муниципальное казенное предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки»? Ответ сложно найти в дипломе Артема Сафиуллина. Он окончил Оренбургский государственный университет по специальности «Машины и аппараты пищевых производств».

В трудовой книжке также нет записей о работе в должности, связанной с транспортом, или даже пусть и рекламного направления, но в транспортном предприятии.

Общественные интересы Артема Сафиуллина также никаким образом не связаны с пассажирскими перевозками или хотя бы с транспортом. Он - член общественного совета при УВМД области, член общественного совета при прокуратуре Оренбургской области, вице-президент областной федерации автоспорта, вице-президент ассоциации мини-футбола Оренбурга.

Первые высказывания о видении реформ в муниципальных перевозках Артем Сафиуллин сделал в мае 2017 года, в период предвыборной кампании. В интервью газете "АиФ в Оренбурге" он утверждал: нужна оптимизация всей сферы перевозок. Сомнений нет, нужна. Но как её проводить? На основании каких исследований, анализа, разработок? О том в интервью - ни слова.

Именно отсутствие (во всяком случае, в публичном поле) чётких, мотивированных и просчитанных планов по модернизации отрасли и МКП вызывает у автоперевозчиков недоверие к новому директору. К тому же и в рекламном бизнесе у него не всё гладко. По открытым данным еще несколько месяцев назад возглавляемая Артемом Сафиуллиным «Рекламная компания № 1» просуществовала всего три года, из них прибыльной была только один год. А сейчас фирма и вовсе находится в состоянии ликвидации. Зачем ликвидировать бизнес, если он успешный? И не ожидает ли в итоге та же участь муниципальное предприятие?

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter