Posted 15 июня 2020,, 06:50

Published 15 июня 2020,, 06:50

Modified 17 октября 2022,, 17:26

Updated 17 октября 2022,, 17:26

Миазмы мусорной реформы. Почему Оренбург начал утопать в бытовых отходах

15 июня 2020, 06:50
Вот уже несколько недель оренбуржцы являются свидетелями настоящего «мусорного апокалипсиса». Контейнерные площадки завалены пакетами с отходом, баки переполнены. Бомжи и дикие собаки разрывают мешки с отходами, и крепкий степной ветер разносит вонючие бумажки и грязный пластик по окрестным кварталам.

Люди недоумевают: после начала мусорной реформы в 2019 год мы стали платить больше. Нам обещали современную, по европейским, практически, стандартам схему сбора и утилизации бытовых отходов. Новые мусороперерабатывающие заводы и чистенькие контейнерные площадки, до содержимого которого ни люди, ни звери добраться не смогут.

Но ситуация в итоге вышла ровно наоборот. Как же так получилось и в чём главная ошибка мусорной реформы? Попробуем разобраться.

Первый блин — комом в мусор?

Для понимания происходящих процессов попробуем в двух словах описать саму суть проводимой мусорной реформы. Дело в том, что до 2019 года в стране вообще (и у нас в области в частности) как таковой единой системы работы с бытовыми отходами попросту не было. Контейнерные площадки, налаженный вывоз на более-менее организованные полигоны ТБО (или, попросту, свалки) были лишь в городах и, райцентрах и сравнительно крупных населённых пунктах.

В прочих же территориях мусором никто не занимался. В лучшем случае сами же хозяева сортировали и сжигали накопившиеся отходы в печках, в худшем — просто вываливали в ближайший овраг. Благо, степей в Оренбуржье много — заваливай, не хочу. Кстати, мала плотность населения и обширные пустые территории позволяли нашему региону не испытывать никаких неудобств от такой «системы утилизации» ТБО. В отличие, скажем, от густозаселённого Подмосковья, где посёлочки вокруг столицы уже несколько лет буквально утопают в мусоре.

Новая система, введённая с 2019 года, как раз и вводила единые для всей страны стандарты. Мусор должен собираться на контейнерных площадках, вывозиться на временное хранение на полигоны и оттуда уже отправляться на переработку на специальные заводы. Заниматься всем этим будет специализированный оператор, который и деньги получает, но и отвечать за качество обязан.

Оренбургу тут опять повезло — у нас к тому времени уже была большая, хорошо оборудованная свалка (на ней ещё очень много места), уже был построен первый мусоросортировочный завод и отлажена система сбора и вывоза за сравнительно небольшие деньги. Казалось бы, приходи и работай.

Но гладко было на бумаге — да забыли про овраги. Проблема «выстрелила» в сельской местности: там никакой системы вывоза ТКО не было. Установить тысячи баков, наладить перевозку отходов из сёл на свалку за десятки километров, да ещё и приучить людей платить за то, что всегда бесплатно сжигали или выкидывали в овраг оказалось слишком накладно.

Дорогая «Природа»

Оренбургская область в реализации реформы пошла по пути создания единого на весь регион оператора по работе с мусором. Справедливости ради, такая схема используется далеко не везде. Например, в Татарстане два оператора, обслуживающих отдельно восточную и западную зону республики. В Башкортостане — четыре, которые обслуживают пять тарифных зон, где у каждой - свой тариф. Жители Уфы, например, платят на 30% меньше, чем жители Белебея.

Но у нас был выбран путь «уравниловки». В 2018 году прошёл конкурс на выбор единого на всю область оператора, с единым тарифом. И единственной же заявившейся на конкурс организацией стала ООО «Природа».

Информации о финансовой стороне деятельности «Природы» немного. Известно лишь, что за минувший год оператором было вывезено на полигоны порядка 360 тысяч тонн мусора. Отчёта о финансовых результатах деятельности компании за 2019 год в открытом доступе нет. Но известно, что в 2018-м, когда компания ещё не получила статус оператора и занималась вывозом ТКО как подрядчик, убытки предприятия составили 13,6 миллиона рублей. При этом собственный уставной капитал компании составлял 1 млн. рублей. То есть ООО «Природа» уже на тот момент была фундаментально убыточна — долги превышали её капитал. По требованию налоговых органов, если два налоговых периода подряд предприятие фундаментально убыточно, оно обязано быть ликвидировано.

В 2019 году «Природой» было заключено 311 контрактов с юрлицами на вывоз ТКО на сумму почти в 73 миллиона рублей. Наконец, с учётом того, что каждый житель области должен был платить в прошлом году в месяц приблизительно по 90 рублей за вывоз ТКО, можно подсчитать:

с населения предполагалось (ожидалось) собрать около 2 млрд. рублей. Но в реальности суммы куда скромнее: платёжная дисциплина хромает, люди, особенно в сёлах, просто не платят за ту услугу, которой фактически не пользуются.

Мусор — ваш, а деньги — наши

О том, что бизнес-модель ООО «Природа» в реальных условиях оказалась отнюдь не такой радужной, можно судить не только по переполненным бакам, но и ряду косвенных причин. Например, из собственных источников стало известно, что на предприятии начали отказываться от собственных мощностей по ремонту и обслуживанию спецмашин, а отдали это на аутсорсинг в другие компании. Также мы сообщали о том, что 92 автомобиля — мусоровозки и самосвалы — были переданы в залог физическому лицу — миллиардеру и совладельцу компании «Руссоль» Сергею Черному после того, как он напрямую прокредитовал ООО «Природа». Эксперты-аудиторы тогда нам пояснили: в случае, если компания не вернёт заём, то Черный заберёт себе почти весь её спецавтопарк.

Отсюда предположение — мусорный коллапс в Оренбурге вызван плохими показателями выручи и прибыли, из-за чего «Природа» упорно сокращает все издержки.

— Нас фактически сейчас заставляют ремонтировать мусорные контейнеры, покупать запорные ремни для них, верёвки. Иначе «Природа» просто поворачивает крышку на баке и всё, куда хочешь мусор, туда и выкидывай. Понятно, что люди оставляют пакеты рядом с баками, гора отходов в густонаселённых кварталах вырастает буквально за несколько часов. А за всё, что не в баках — «Природа» не отвечает. Более того, нам иногда лишь полтора месяца спустя сообщают, что у вас бак не обслуживается. Мы сейчас даже запас ремней и верёвок сделали, каждый день обходим площадки, чтобы тут же менять, не дожидаясь запросов. Такого раньше никогда не было, — рассказывает директор УК «Радужная» Оренбурга Никита Лапшин.

Его коллеги — коммунальщики полагают, что «Природа» таким образом экономит, снижая число выездов машин. А растущие горы мусора рядом с баками пытаются заставить убирать за счёт управляющих же компаний.

— На днях проходило совещание с администрацией, его вела Татьяна Малышева (заместитель главы Оренбург по ЖКХ — прим.ред.) Нам сразу сказали: берите на баланс контейнерные площадки, и их будете обслуживать, — комментирует диектор УК «Гамма» Виталий Кукушкин.

— Сейчас большинство площадок формально расположено на городской земле и обслуживать их должен город. Я задал вопрос: а людям мы что скажем? Вы заплатили один раз «Природе» за вывоз мусора. Заплатили даже больше, чем раньше. И теперь давайте-ка мы с вашей квартплаты ещё удержим на уборку этих мусорных гор? Вот как вы это себе представляете?

По информации из собственных источников, в неофициальных беседах жилищникам намекнули: если не возьмёте себе площадки, город их просто демонтирует. И уже вы сами, за свой счёт, будете потом на своей территории баки ставить. Ведь люди должны куда-то мусор вывозить.

— Я отказался от диалога, а уж тем более в ультимативной форме, принципиально. Что хотите, то и делайте. В нашей управляющей компании была выстроена система обращения с бытовым мусором. У нас были свои мусорные машины, мы сами, за свой счёт построили контейнерные площадки. Забирали по 10 копеек с квадратного метра квартиры и нам хватало на то, чтобы всё вывозить, всё вычищать. Ни пакетика рядом не валялось! Дворник получал из этих средств доплату и ему было выгодно поддерживать чистоту вокруг контейнера. Водитель работал без напрягов и вечеровок — и ему хватало на достойную зарплату. Но год назад нам сказали: всё, ребята, мусор будет вывозить «Природа», и деньги тоже люди будут платить ей. Не вопрос. Но теперь, по прошествии года, оказывается, что часть расходов опять пытаются перевалить на нас? — недоумевает Кукушкин.

Ситуацию действительно можно рассмотреть именно под этим углом. В городе на самом деле хватало 10 копеек с кв. метра жилья, чтобы при грамотной организации работы забыть о проблеме мусора.

Но не в селе. Основные убытки ООО «Природа» получает именно на организации вывоза ТКО из сельской местности. И сейчас тариф выстроен так, что горожане платят и за себя, и за «сельского парня». Но парадокс в том, что при таком подходе и в селе толком мусор не вывозят, и в городе тоже начались с этим проблемы.

Попытка решить проблему по принципу «что не вывезла „Природа“, за то заплатят управляющие компании» означает, что фактически с жителей пытаются дважды взять деньги за одну и ту же услугу. Поскольку сейчас мусора у баков едва ли не больше, чем в самих баках. И глядя на растущие мусорные кучи, даже непрофессионал понимает: в тарифах, логистике реформы чиновниками был допущен существенный просчёт.

Но оплатить чужие ошибки хотят из кармана «управляек». Которые, конечно же, впишут новые расходы в квартплатные квитанции.

"