Posted 15 марта 2021,, 06:24

Published 15 марта 2021,, 06:24

Modified 17 октября 2022,, 17:12

Updated 17 октября 2022,, 17:12

Велкам в Утопию? Каким обещают сделать центр Оренбурга к 2025 году

15 марта 2021, 06:24
Ровно 505 лет назад английский писатель Томас Мор опубликовал свою книгу о счастливом городе будущего — Утопии, чьё название стало нарицательным для любых чрезмерно оптимистических проектов. Не претендуя на лавры всемирной известности, недавно была опубликована и стратегия развития центра Оренбурга до 2025 года.

Разработку её вели почти год проектная матерская «АТЛАС» и АНО «Центр развития архитектурной деятельности, градостроительства и благоустройства Оренбургской области». Документ вышел весьма любопытным и многообещающим. Но вот вопрос — насколько реально воплотить в жизнь эти начинания? Попробуем разобраться.

Город туристов и оптимистов

Ключевой задачей стратегии развития ставится восстановить значимость исторического центра для социально- экономического развития Оренбурга: повысить его привлекательность для развития бизнеса, туризма и создать комфортную среду для жизни людей.

При этом разработчики полагают, что к 2025 году туристический поток в областной центр вырастет почти на треть, а доходы от туризма прибавят сразу 68%. Для этого предполагается создать шесть новых культурно-досуговых объектов на базе исторических зданий и территорий.

Что тут добавишь? Идея блестящая — превратить центр города в туристический кластер, который ещё и будет приносить дополнительные деньги. Но вот насколько это реально?

— Выйти на заданные в стратегии параметры за пять лет вполне реально, но не нужно питать иллюзий, — уверен член Российского союза туриндустрии Владимир Гетман. — На сегодняшний день туристический поток в Оренбург настолько маленький, что из-за эффекта низкой базы нарастить его на треть — элементарно. Если у вас, условно говоря, приезжают 50 человек в год, то привезите 100, хотя бы на бесплатную обзорную экскурсию — и вот уже 100% увеличение показателя! Раньше покупали по 10 сувенирчиков, а теперь купят 30 — и вот уже троекратный рост выручки от туризма. Это я утрирую, конечно, но логика именно такова.

Владимир Гетман считает, что у Оренбурга на самом деле есть очень хорошие перспективы для приёма туристов, реализовать которые можно довольно легко и быстро за счёт огромного накатанного турпотока на солёные озёра в Соль-Илецк. Ежегодно туда летом приезжает более миллиона отдыхающих. Нужно лишь организовать логистику — например, размещать людей в отелях Оренбурга и затем бесплатно возить в Соль-Илецк и обратно. Или наоборот — организовать трансферы в Оренбург, когда отдыхающим наскучит просто лежать на пляже. Поездки могут быть с исторической, гастрономической программами, да даже просто как шоппинг-туры. Главное, чтобы была для этого соответствующая инфраструктура.

Центр «без лица»

Кстати, как раз на развитие инфраструктуры и реализации Стратегии предполагается привлечь за 10 лет 25 миллиардов рублей. Колоссальные деньги — по 2,5 миллиарда ежегодно. Утопия? А вот тут как посмотреть — и как посчитать. Ведь вложение в ремонт дорог и установка вдоль них заборчиков, ремонты парков почти за 200 миллионов рублей и строительство новых домов — формально тоже можно считать инвестициями в реализацию Стратегии. В этом случае — вполне таки цифра может быть близка к заявленной. Хотя на практике, конечно, эффект от таких инвестиций уже не будет столь очевидным для реализации поставленных задач. Простой пример: на улицы Туркетанскую, Аксакова и Комсомольскую в прошлом году потратили почти миллиард рублей. И сильно это добавило туристической привлекательности Оренбургу?

Впрочем, кроме туризма Стратегия предполагает и бурное развитие малого бизнеса. К 2025 году предполагается на 60% увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства, на 68% увеличить в центре число объектов общепита, а суммарный рост налоговых поступлений от реализации мероприятий Стратегии — плюс почти полмиллиарда рублей.

— Тренд последних лет — уменьшение числа малых предприятий и заведений общепита. У нас в Оренбурге наблюдается нетто-ликвидация субъектов МСП, то есть бизнесов закрывается больше, чем открывается новых. Считаю, цифры в стратегии совершенно нереальны, если только не произойдёт какой-то кардинальный переворот в экономической формации, — комментирует председатель оренбургского профсоюза работников малого бизнеса Максим Скивко.

Так же эксперт считает утопическими планы по увеличению числа точек общепита в центре. Для такого количества ресторанов и кафе просто не будет посетителей.

— Сейчас вообще общепит испытывает большие сложности, меняется сам подход у людей после коронавирусных ограничений. Оренбуржцы отвыкли ходить в рестораны, перешли в режим экономии каждого рубля. Переломить ситуацию можно только если будет хотя бы года два стабильный и заметный рост доходов и благосостояния. Тогда выключится психологический режим «экономим на всём». Но этого пока не предвидится.

Кроме того, эксперт считает, что центр города должен чётко обозначить свою статусность.

— Во все времена именно на центральной улице, на Николаевской (ныне Советской) располагались самые престижные магазины и солидные рестораны. На периферии — магазины и заведения подешевле, а в центре — VIP. А сейчас что? Назовите мне хоть один бутик на Советской. Хоть один солидный ресторан, который реально работает? Не должно такого быть, чтобы на главной пешеходной улице города располагались магазины типа «рубль бум» и только бургерные. Мы вот говорим о туризме — и что, туристов поведём в «фикс-прайс»? Вот говорили об экскурсиях в Оренбург отдыхающих из Соль-Илецка. Так эти автобусы скорее в Армаду поедут, а не в центр!

Красиво жить не запретишь!

Стратегия развития включает в себя пункт двукратного увеличения площадей под жилую застройку домами комфорт-класса. Для этого на территории бывшего завода «Металлист», расположенного недалеко от набережной Урала, хотят построить 20,7 тысяч квадратных метров жилья.

В ноябре 2020 года подобный проект уже был анонсирован компанией ATLAS совместно с Департаментом архитектуры Оренбургской области. По мнению представителей организации, плюсом стало выгодное расположение жилого комплекса рядом с обновленной набережной, а минусом назвали устаревшую инфраструктуру и отсутствие по близости детских садов.

Вот только присутствующие на заседании губернатор Денис Паслер, министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Александр Полухин и представитель застройщиков и директор ООО «СЗ «Жилстройинвест» Олег Ситников нашли в проекте много нерабочих моментов.

Они заявили, что из-за низкой покупательской способности в Оренбурге реализовать его будет сложно. Прибыль он вряд ли принесет, скорее убыток, причем достаточно серьезный — в 500-600 миллионов рублей. Но разве это мешает мечтать авторам стратегии развития?

Эх, прокачу!

Весьма любопытен и пункт о развитии транспортной инфраструктуры центра города. Как указано в Стратегии, предполагается ограничить предельную скорость движения автомобилей 30 километрами в час. Для личного автотранспорта вообще будет много препятствий для въезда в центральную часть.

Зато взамен — на 41% предполагается увеличить пешеходную активность, на 11% — плотность расположения остановок общественного.

До 7 километров вырастет длина велосипедных дорожек, и на треть — число перекрёстков, оборудованных съездами для велосипедистов. Благодаря этому, уверяют авторы Стратегии, добраться от центра до Степного посёлка на педальном транспорте можно будет всего за 20 минут.

Всё это, конечно, прекрасно, хотя и 7 километров велосипедных дорожек за пять лет — так себе достижение. Да и сама концепция увеличения именно пешеходного и велосипедного трафика красива только для тёплого времени суток и в хорошую погоду.

Впрочем, главной проблемой на пути реализации Стратегии всё равно остаётся экономика города. Нет ответа на главный вопрос- на чём зарабатывать? Откуда брать деньги не только на реставрацию, но и на поддержание всего этого исторического «ядра»?

Пока «хотелки» явно превалируют над возможностями. Центр продолжает ветшать, гореть и разрушаться, и очереди из инвесторов, которым было бы интересно восстановить здания, не наблюдается.

"