Posted 15 марта 2020,, 03:19

Published 15 марта 2020,, 03:19

Modified 17 октября 2022,, 17:02

Updated 17 октября 2022,, 17:02

Миллиарды в пыль. Почему в Оренбурге разваливаются дороги, построенные совсем недавно

Миллиарды в пыль. Почему в Оренбурге разваливаются дороги, построенные совсем недавно

15 марта 2020, 03:19
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Считанные недели остались до старта самой масштабной за десятилетие ремонтной кампании по восстановлению дорог в Оренбурге. Уже в апреле дорожники начнут восстанавливать «убитые» улицы, потратив до 3 миллиардов рублей на перекладку асфальта.

Город встанет в многокилометровых пробках, но водители согласны будут потерпеть, лишь бы забыть о ямах и колдобинах.

Вот только надолго ли? Опыт предыдущих лет показывает, что недавно построенные дороги начинают разваливатся уже буквально через год.

Раз — банкротство, два — кирдык!

Как мы уже сказали выше, Оренбург в этом году рассчитывает получить беспрецедентные суммы на восстановление убитых улиц и тротуаров. Пока твёрдо известно о выделении примерное 1,6 миллиарда рублей, но мэрия города рассчитывает — будет ещё больше. Если удастся пролоббировать участие во всех программах, то размер финансирования может вырасти почти до 3 миллиардов рублей — никогда прежде город и близко не получал таких сумм за один только сезон.

Впрочем, тут, как говорится, «надо посмотреть». С 2013 года Оренбургу на дорожное строительство выделялось по 300-400 миллионов рублей из федеральной казны, и к 2019-му, таким образом, как раз набежала сумма, сопоставимая с той, что рассчитывает получить город сейчас. Деньги, конечно, поступали не разом, а постепенно. Но и рубль 2013-го года куда как полновеснее рубля 2020-го: инфляцию и девальвацию тоже со счетов сбрасывать не нужно.

Посмотрим, как расходовались деньги на два самых крупных дорожных проекта последних лет. Это реконструкция (а фактически — строительство заново) дороги по улице Салмышская в Северо-восточном жилом районе, и два этапа реконструкции проспекта Победы от улицы им. маршала Жукова до Шевченко.

В современных суммах (с поправкой на инфляцию) расходы на оба проекта составили в сумме около 800 миллионов рублей. Но сегодня улица Салмышская развалилась — правая сторона по направлению к Степному представляет собой одну сплошную колдобину. Все машины стараются занять крайние левые полосы — только так ещё удаётся ехать, не рискуя порвать резину на колёсах.

Движение по обновлённому проспекту Победы было запущено в 2014 году, но ещё в 2015-м проводились некоторые завершающие работы. Сегодня дорожное полотно там тоже в неудовлетворительном состоянии: ямы, трещины, колейность. Причём появляться они стали ещё в то время, когда асфальт был на четырёхлетней гарантии. Вот только взыскивать по гарантии деньги было уже не с кого — главный подрядчик работ, ООО «Регион», в 2017 году был объявлен банкротом.

В процессе банкротства и компания «Газпромдорстрой», которая вела работы по улице Салмышской. Правда, здесь ситуация несколько иная — в сентябре 2018-го скоропостижно скончался генеральный директор и главный бенефициар этой компании Николай Скрипаль. После его смерти компания осталась без управления, и как результат — не смогла отвечать по своим финансовым обязательствам.

В 2017 году участок проспекта Победы, который ещё находился на гарантии у ООО «Регион», отремонтировали за 7 миллионов рублей из средств бюджета. За это тогдашний заместитель начальника управления строительства и дорожного хозяйства города Олег Жерельев оказался на скамье подсудимых: процесс по этому делу продолжается и поныне.

Ошибка или умысел?

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что с причинами разрушения дорог в Оренбурге не всё так однозначно. Резонные вопросы возникали ещё на этапе проектирования.

Взять ту же улицу Салмышскую. Почему разрушается именно одна — правая — сторона, а другая — более-менее держится? Причина — в отстутствии ливнёвой канализации: её не запланировали изначально, хотя с возвышенности весной льются настоящие реки талого снега, размывая асфальт и превращая низинку у «Фермер Базара» в настоящее море. Ливнёвка спасла бы ситуацию, отводя лишнюю воду, и дорога простояла бы ещё 10 лет без капремонтов.

Но чтобы построить ливнёвку, нужны отводящие арыки или система дренажных труб. И — самое главное — очистные сооружения, чтобы куда-то эту воду сбрасывать.

Но ничего этого в районе СВЖР нет и даже не закладывалось при проектировании самого микрорайона. Вот и получается, что одна ошибка тянет за собой другую, и в итоге всё выливается (в буквальном смысле) на дорогу. Которая теперь просто обречена разваливаться каждую весну.

Интересная ситуация и с проспектом Победы. По плану реконструкции новая четырёхполосная дорога спроектирована с пиковой пропускной способностью в 20 тысяч автомобилей в сутки. Или в среднем — по 18 машин в минуту.

На практике же любой желающий может встать с секундомером в руке и посмотреть — сколько реально сейчас проходит в минуту машин по этому проспекту. Расчёты показывают, что типичный трафик рабочего дня — по 40-50 машин в минуту. Или примерное — по 50 тысяч в сутки. А иногда и больше.

То есть дорога априори работает с трёх-четырёхкратной перегрузкой от норматива. Отсюда и усиленное истирание асфальта, разрушение щебёночной подушки… Добавим плохой вывоз снега, перепады температур — и готово! Прошло всего пять сезонов, а дорога выглядит так, словно её все 15 лет эксплуатировали. Что, фактически, так и есть — при трёхкратном превышении нагрузки ресурс асфальта и основы выработан гораздо быстрее, чем планировалось.

— Конечно, мы знали, когда принимали участие в конкурсе, что будут потом проблемы с обслуживанием дороги. Что проект не соответствует реальным требованиям. Но какой был выбор? Или мы выполняем работу и получаем деньги, или отказываемся — но тогда просто остаёмся без ничего, людей увольняем, технику — на консервацию, — рассказывал корреспонденту 56orb один из подрядчиков работ из бывшей компании «Газпромдорстрой».

Пять лет на новые технологии

Впрочем, только лишь на недостатки проектирования сваливать всю вину за разбитые дороги тоже было бы неправильным. Немало вскрывается и нарушений технологий у дорожников. Использование некачественного асфальта, применение второсортного битума, экономия на дорогих пластификаторах приводят к тому, что дороги реально разваливаются, особенно при тех адских нагрузках, что они испытывают. Одна проблема становится катализатором для другой.

Новый глава Оренбурга Владимир Ильиных уже заявил, что к выбору подрядчиков город в этом году подойдёт с особым тщанием. Но загвоздка в том, что ни у кого из наших крупных дорожно-строительных организаций нет современного высокопроизводительного асфальтового завода.

Асфальт "варят" небольшими партиями, и качество его сильно "плывёт". Причём понятно, что проблему эту закупками со стороны не решить - материал невозможно перевозить на далёкие расстояния.

Вопрос, как говорится, стоит ребром: если местные компании не смогут его решить - придётся звать сторонних подрядчиков. В том числе из Екатеринбурга, где есть опыт работы и ресурсы, которые позволят за месяц-два привезти оборудование и поставить завод.

Всего же, по слова мэра, городу потребуется 5-7 лет, чтобы довести состояние дорог до нормативного уровня.

За одно лето все огрехи, которые копились, не устранить.

"