Posted 14 декабря 2018,, 07:21

Published 14 декабря 2018,, 07:21

Modified 17 октября 2022,, 16:19

Updated 17 октября 2022,, 16:19

АПК не вывезет своих: у 80% сельхозпредприятий региона резко падают доходы

14 декабря 2018, 07:21
Аграрная отрасль в Оренбуржье испокон веку считается одной из самых развитых. 40% населения нашей области живут на селе, а почти каждое десятое зарегистрированное юридическое лицо связано с отраслью АПК.

Контрсанкции, импортозамещение и программа продовольственной безопасности, стартовавшие в 2015-м, сделали аграрную отрасль главным драйвером развития экономики страны. Справедливости ради нужно отметить, что и у нас три года назад тоже отмечались тенденции к росту в этом секторе.

Но уже по итогам 2017 агрогода можно наблюдать перелом тенденции - подавляющее большинство сельхозфирм показали падение прибыли, а ряд крупных предприятий и вовсе показали многомиллионные убытки. И это даже при том, что прошлый год выдался самым урожайным с начала 2000-х.

Что же происходит в отрасли АПК? Попробуем разобраться.

Не хлебом единым...

В Оренбургской области сегодня насчитывается без малого три тысячи предприятий, занимающихся производством и переработкой сельхозпродукции. В это число не входят фермерские хозяйства без образования отдельного юридического лица в форме ООО или АО, а так же личные подсобные хозяйства.

Из этой массы компаний только семь показали в прошлом агрогоду выручку более миллиарда рублей:

  1. СОРОЧИНСКИЙ МЭЗ,
  2. ООО ОРЕНБИВ,
  3. ООО ОРЕНБУРГСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД,
  4. ОАО ТАШЛИНСКИЙ,
  5. ООО МПЗПТИЦЕФАБРИКА ГАЙСКАЯ,
  6. СПКТП ОРЕНБУРГСКАЯ ХАВРОНЬЯ,
  7. ООО ЖЕЛЕН.

Абсолютным лидером по выручке стал Сорочинский маслоэкстракционный завод: он отпустил продукции на сумму в 7,7 млрд. рублей - почти столько же, сколько и остальные предприятия - "миллиардеры" нашего списка, вместе взятые.

Высокую выручку в 2,9 млрд. рублей показывает так же российско-итальянский "Оренбив" (с.Чёрный Отрог), занимающийся переработкой мяса говядины. Кстати, на сегодня только у этих двух предприятий продукция расходится по всей стране. МЭЗ поставляет растительное масло для приготовления майонезов Нижегородскому жиркомбинату, а "Оренбив" - говядину, из которых делают котлетки в бургеры "МакДональдьса".

Остальные предприятия АПК области имеют весьма ограниченную географию поставок. Ни одного федерального продовольственного бренда в Оренбуржье на сегодня не создано.

Из ТОП-10 компаний сельскохозяйственного направления за прошлый год выручка упала у шести (см. таблицу).

У двух предприятий - уже упоминавшихся Сорочинском МЭЗе и "Оренбиве" выручка стремительно растёт с 2015 года, когда, собственно, два этих крупных комплекса и вышли на расчётную мощность. Объяснить это довольно просто: и в Сорочинске, и в Саракташе инвесторы возвели действительно современные и мощные производства, все процессы на которых отлажены по высокопродуктивным европейским стандартам. На том же "Оренбиве", например, прописано буквально каждое движение мясников-разделочников и прочего персонала. Как результат - высокая производительность труда и нормы выработки.

Более того, эти два лидера отрасли по выручке за 2017 год обогнали даже ряд промышленных гигантов, таких, например, как стагнирующий ЮУМЗ или Орский механический завод, Гайский завод по обработке цветных металлов и ряд других. И это тоже следствие довольно грустной инвестиционной политики, которая проводится на территории области последние годы. Инвесторы не идут в отрасли производства сложной продукции с высокой добавленной стоимостью, рассматривая Оренбуржье лишь как источник сырья - в данном случае сельскохозяйственного. Ведь, согласитесь, разделать тушу или отжать масло из семян - это совсем не то же самое, что выпускать под собственным брендом на всю страну "оренбургский хамон" или майонезный соус.

В правительстве области, впрочем, рады и такому - крупных инвестиций в области за последние два года было немного.

Точка бифуркации?

Третьим в нашем списке предприятий, серьёзно нарастившим выручку за минувший год, стал Оренбургский комбикормовый завод (ОКЗ). И здесь тоже не обошлось без руки крупного инвестора. После выхода из банковского бизнеса и продаже долей в областном банке "Русь" свои ресурсы на ОКЗ сосредоточил известный предприниматель и финансист, в прошлом - председатель бюджетного комитета Законодательного собрания области Владимир Киданов. С его деньгами и связями дела у завода пошли на лад.

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и урожайный 2017 год. В прошлую лето-осень хлеборобы Оренбуржья намолотили 4,2 миллиона тонн зерновых. Для сравнения - в этом году урожай едва перевалил за 2 млн. тонн.

Последнее предприятие из ТОП-10, увеличившее рост выручки, стало орское мясоперерабатывающее предприятие "Желен". Рост произошёл в том числе из-за увеличения поставок продукции - колбас и мясных полуфабрикатов в соседний Казахстан.

Остальные предприятия ТОПа показали падение выручки, даже несмотря на прекрасные условия прошлого года.

Однако выручка-выручкой, но более важный экономический параметр - прибыльность предприятия. И вот тут картина весьма интересная: лидеры - "Оренбив" и Комбикормовый завод показали убытки в 105 и 95 млн. рублей соответственно. (см. таблицу).

Рост же прибыли наблюдался только у "Оренбургской хавроньи" (смежное предприятие свинокомплекса и селекционно-гибридного центра "Вишневский"), а так же у абсолютного лидера нашего рейтинга - Сорочинского МЭЗ.

- Большинство агропредприятий области исчерпали резервы роста, полученные в результате падения курса рубля и антисанкций. Прошли так называемую точку бифуркации, то есть "место перелома" на графике. Чтобы расти дальше, нужен качественный технологический и инвестиционный скачок, иначе показатели так и будут болтаться в районе нуля,объясняют эксперты.

Грубая аналогия - крестьянская телега с лошадью и мельница, которая мелет муку. Пока мельница выдаёт в день 10 мешков, лошадка вполне способна их увезти на рынок. Но когда в день будет 1000 мешков, то как ни стегай ты лошадь, как ни смазывай колёса телеги, прироста торговли на рынке не будет. Чтобы дальше развиваться, нужно купить грузовик - если, конечно, на него есть деньги.

Однако падение прибыли у некоторых предприятий вызывает вопросы. Так, например, входящий в число 11 предприятий с выручкой от 500 млн. до 1 млрд. крупнейший холдинг "А7 Агро" показал в 2017 году рекордные убытки в 191 миллион рублей от всех видов деятельности. Увеличив при этом затраты на управление в 41 раз.

Это как минимум странно, однако в официальном ответе на информационный запрос Министерство сельского хозяйства области сообщается, что "признаков вывода капитала нет", а финансовые параметры холдинга выправятся, и уже по итогам этого года будет получена прибыль. Что же, поживём-увидим.

Неважно обстоят дела и на ещё одном предприятии из списка крупнейших - "Уральском бройлере". История проблем этой птицефабрики тянется ещё с начала 2000-х, когда её бенефициаром была группа "Разгуляй-УКРРОС". На предприятие оформлялись огромные кредиты, имущество закладывалось и перезакладывалось. "Разугляй" в итоге в 2017 году обанкротился, взятые кредиты утекли в неизвестном направлении, а птицефабрике остались только долги.

"Нас убивает бедность!"

Пока федеральные холдинги выкачивали деньги из аграрного сектора области по "бройлерной" схеме, малые агропредприятия становились жертвами федеральных сетей и народной бедности.

- Чтобы развиваться - нам нужен покупатель. Я хочу запустить сыроваренное производство, делать натуральный сыр в области. Готов привезти технологии, отправить на обучение специалистов. Но для кого я это всё буду делать, если у людей просто нет денег на его покупку? Нас же просто убивает бедность! - комментирует предприниматель Андрей Баландин.

Схожего мнения придерживается и президент Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства Вячеслав Склонюк:

"Малый бизнес, в том числе аграрный, губит низкий платёжеспособный спрос населения. Нужны новые ниши, новые рынки. А где их взять, если доходы людей падают четвёртый год подряд?"

Выход же на рынки других регионов жёстко завязан на торговых сетях, на лоббизме и серьёзной конкуренции. А у кого из оренбургских производителей есть такие пробивные возможности?

Да, ташлинское молоко и масло отправляют в магазины Москвы, иногда их продукцию можно найти на прилавках в Самарской области и Башкирии, но это всё капля в море. Областной Минсельхоз хоть и заявляет о программах развития региональных брендов, но назвать хоть один, бесспорно узнаваемый хотя бы на территории Приволжского округа - затрудняется.

В Оренбурге с завидной регулярностью проводятся ярмарки белорусских товаров, организованные, кстати, при поддержке правительства Республики Беларусь. И там наши земляки покупают колбасу, сыры, консервы из соседней республики. Но вот вопрос - а много ли проводится аналогичных ярмарок с оренбургскими товарами в самой Беларуси? Нам колбасу из Бреста везут, а мы что везём обратно? Есть у нас реально действующие программы продвижения сельхозтоваров за пределы региона и страны?

Увы, но пока местные производители вынуждены вариться "в собственном соку", используя лишь собственные ресурсы для продвижения товаров с высокой степенью переработки.

А вот сырьё - зерно, семечку, скот на убой и сырое молоко у нас соседи скупают весьма охотно. Чтобы потом нам же и продать в виде челябинских макарон, башкирского масла, самарской колбасы или саратовской муки.

"