Опасные рекорды: почему дети гибнут на уроках физкультуры?

Опасные рекорды: почему дети гибнут на уроках физкультуры?

Опасные рекорды: почему дети гибнут на уроках физкультуры?
Аналитика

14 ноября 2017, 13:20
Школьники, не желая отставать от сверстников, не справляются с нагрузками. А учителя возмущаются методическими ограничениями нормативов.

Что опасно для здоровья?

Цифры, приведённые министром образования Российской Федерации Ольгой Васильевой на заседании Совета Федерации, просто не укладывались в голове. 211 российских детей в прошлом учебном году погибли на уроках физкультуры. Причём большинство не от несчастных случаев, а из-за хронических заболеваний.

Неужели физкультура в России стала настолько опасна для здоровья молодого поколения?

Объективности ради надо добавить, что в Оренбургской области подобных смертей за два последних года не было. А два случая детского травматизма на этом уроке как раз подпадают под категорию несчастных.

Министр, помимо прочего, дала понять, что третий час физкультуры в неделю всё-таки нужен. Но, может, на нём лучше в шахматы играть?

Похожую позицию по отношению к школьным занятиям по физической культуре занимают уже и методисты. Учителя жалуются, что их со всех сторон обкладывают дополнительными условиями по соблюдению безопасности на уроке. И сдачу нормативов нельзя требовать у всех учеников в равной степени, и подход к каждому должен быть строго индивидуальным.

То есть перед началом занятий физрук опытным взглядом должен суметь определить, насколько сегодня Вася или Петя сможет выложиться в беге или прыжках, как он себя чувствует, не захворал ли. И в зависимости от этого уже давать задание. А то, не дай бог, не выдержит сердце стандартных нагрузок…

Свой подход на каждый случай

- А что вы смеётесь? – нахмурился ветеран физкультурного движения из Тюльгана Иван Петрович Кругов. – Это было нормально в 1960-х годах, когда я работал школьным учителем физкультуры. Увидишь, что мальчишка скис, куксится в уголке, сам к нему подойдёшь лоб пощупать. Вдруг температура? А ты его гонять собрался! Бывало, что ребята сами хотели ставить рекорд, но силёнок не хватало. Кто за ними уследит, кроме учителя?

Иван Петрович вспомнил, как в те далёкие времена школам не хватало спортивных залов и снарядов. Как очень постепенно появлялись на пришкольных участках новые стадионы. И всё-таки именно в эти 60 - 80-е годы прошлого века на максимальный подъём вышло не спортивное, а именно физкультурное движение. Не только в городах, но и в райцентрах, сёлах.

- Два раза в году, - вспоминал ветеран, - мы были обязаны проводить соревнования среди школьников: в мае – по лёгкой атлетике, в феврале – по лыжным гонкам. В них участвовали все. И тот, кто приходил последним, получал зрительскую овацию за волю к победе.

В 1990-е количество соревнований сократилось. Физкультура была отнесена в ряд дополнительных предметов. Тренеры остались без финансовой поддержки. А ведь занятия по физической подготовке, как правило, держатся на работе энтузиастов своего дела. Сумеет, к примеру, сельский учитель зажечь у ребят интерес к хоккею, они и коробку помогут поставить, и каток зальют. Но тренерам тоже надо семью кормить.

- Любой энтузиазм должна поддерживать зарплата, как огонь в костре, - добавил Иван Кругов. - И всё надо делать вовремя. Вот сейчас даже в сёлах, райцентрах, малых городах построены спорткомплексы, катки, футбольные поля. А детей нет. Молодёжь разъехалась по мегаполисам. Те же, что остались, сидят у компьютера. Ну и какие они нормы ГТО осилят?

Предложите ребятам идею

Несоответствие нынешних детей общепринятым нормам физической подготовки отмечают многие учителя физкультуры оренбургских школ. И зачастую слабое здоровье ученика не сразу заметишь. Виной тому, конечно, увлечение компьютерными играми, на долгое время фактически обездвиживающее ребёнка. И не только это.

Педагоги разных эпох в частных разговорах признавались, что отличие школьников советского времени от нынешних учеников - в совершенно разном понимании мира.

- Вольные они, нынешние, - уверял член совета ветеранов Тюльганского района Павел Александрович Гаврилов. – Разве в 1970-х старшеклассникам могло прийти в голову, чтобы появиться на уроке, выпив перед этим пива? Да это был бы скандал. А теперь - ну пожурят немного, но сор из избы не вынесут. А представьте, как ослабленный организм отреагирует на физические нагрузки на уроке физкультуры?

Павлу Александровичу в его трудовой биографии пришлось и физруком поработать, и следователем уголовного розыска, и с трудными подростками находить общий язык. Он вспомнил, как перед самым началом девяностых в районе правоохранители организовали «Школу юных динамовцев». Сначала думали привлечь «трудных», проводили соревнования по шахматам, настольному теннису, футбольные турниры. И тут уж пошли все.

Перед «лихими девяностыми» через эту школу прошло около сотни тюльганских мальчишек. И ни один из них потом не ушёл в криминал.

- Я сейчас в совете ветеранов занимаюсь патриотическим воспитанием молодёжи, - добавил он. - И вот думаю, что то же самое физическое воспитание ребёнку надо давать не просто так, а вместе с какой-то идеей. Он должен понять, ради чего прыгает, бегает, качается. Даже бандиты в 90-х готовили спортсменов не просто так, а как своих бойцов. Так предложите нынешним мальчишкам идею - Родину защищать. Вспомните, как ради этого занимались физподготовкой молодые казаки в девятнадцатом веке и комсомольцы – в двадцатом. А что изменилось теперь?

Впрочем, Павел Александрович тут же признался, что своих воспитанников учит прежде всего не геройствовать, а объективно оценивать свои силы и возможности. Чувствуешь, что не можешь добежать до конца последний километр, лучше сойди с дистанции.

Он до сих пор помнит, как в 1970-х прямо на лыжне остановилось сердце у молодого студента медицинского института. Парень не хотел ни в чём уступать сверстникам, а сил не хватило.

- Но сказать откровенно, после того случая прошло сорок лет, а я больше не слышал ничего подобного, - развёл руками ветеран. – Травмы, конечно, бывали, растяжения, вывихи. Особенно на соревнованиях, турнирах. Но смертельных случаев не было.

Первую помощь окажет учитель

И работники образования, и родители школьников в разговорах на эту тему сходились в одном: учитель и ученик в первую очередь должны доверять друг другу.

Бывало, гиперактивные ребята перед уроком физкультуры баловались в спортзале и ломали себе руки. Бывало, выходило из строя спортивное оборудование. Но в том, что наш регион оказался в стороне от эпидемии гибели детей на уроках, главная заслуга – в разумном подходе педагогов к своим подопечным.

Конечно, ребёнок может обмануть преподавателя, не желая прыгать и бегать. Однако разумный учитель, даже понимая это, скорее, оставит в покое ученика, на всякий случай страхуя свою ответственность. А дополнительную подготовку ребята, увлечённые спортом, получат в спортивных секциях.

Причём для этих занятий совсем не обязательно создавать специальный стадион со ставкой тренера. Лет десять назад в Переволоцком районе Оренбуржья в буран заблудились мальчишки-лыжники. Двоих обнаружили через несколько часов, двое других нашлись через сутки.

Они остались живы, так как всё время двигались, не расходовали зря силы и не паниковали. То есть вели себя так, как их научили на уроке физкультуры в родной сельской школе. Собственно, и лыжами они занимались, просто имея возможность брать их у физрука каждый день после занятий.

Пока же родителям школьников приходится уповать на разум преподавателя физкультуры, который не гоняется за спортивными достижениями своих учеников. И на умение учителей оказывать первую доврачебную помощь. Учитывая сокращение ставок школьных медработников, в гимназиях и лицеях Оренбурга с начала этого учебного года руководство школ в обязательном порядке проводит учёбу персонала по оказанию экстренной помощи.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter