Posted 13 октября 2019,, 13:16

Published 13 октября 2019,, 13:16

Modified 15 января, 06:54

Updated 15 января, 06:54

Оренбургский пуховый платок: исчезновение легенды

13 октября 2019, 13:16
На этой неделе Оренбургская область отметила День пухового платка. Главный символ нашего региона — и один из символов России существует вот уже более двух с половиной веков. Но остались ли сегодня настоящие паутинки и легендарная наша тонкорунная шерсть, или всё вяжется из китайского сырья на иностранном оборудовании?

Уникальные изделия из пуха оренбургской козы высоко ценятся как россиянами, так и иностранцами. Кстати, среди экспортных товаров на крупнейших мировых электронных торговых площадках, таких, как E-bay и Amazon, наш пуховый платок — фактически единственный ливкидный товар из Оренбуржья. Лоты под необычным названием на латинице Orenburg Shawl начинаются от 120 долларов (или 7200 рублей) без доставки: аналогичные модели в самом Оренбурге на Зелёном базаре можно найти раза в полтора-два дешевле.

Носит нашу паутинку даже первая леди Франции, супруга президента Пятой Республики Бриджит Макрон. Что и неудивительно: настоящий платок изготавливается из шерсти уникальной тонкорунной оренбургской козы. Толщина пуха её всего 14-17 мкм — это и позволяет легко продевать паутинку сквозь обручальное кольцо. Фирменный признак качества! Причём, как отмечают специалисты, чем тоньше у животного пух, тем мягче и теплее из него получаются изделия. Потому и получаются из него прекрасные тёплые платки, носки, варежки и свитера.

Однако если посмотреть на цифры производства оренбургской шерсти, то получим значительное расхождение в объёмах сырья — и количестве выпускаемой продукции.

Козоводство как бы есть, но его почти нет

В Оренбуржье по информации министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности региона на 2018 год разведение коз было занято 126 крестьянских и фермерских хозяйств. При этом численность их стад совсем небольшая — в среднем по 60 голов. Разведением племенных коз оренбургской пуховой породы в области занимались два хозяйства. СПК «Донской» Беляевского района и ООО ГКПХ «Губерлинское» Гайского городского округа.

Причём ситуация с местным пухом оказалась даже хуже, чем мы предполагали. Как объяснили 56orb в Минсельхозе области, на 2019 год СПК (колхоз) «Донской» оказался единственным племенным репродуктором в России и Оренбургской области по разведению коз оренбургской тонкорунной породы. Нас уверили, что там завершены ческа пуха и окот маток.

О том, сохранилось ли реальное производство в Гайском городском округе — неизвестно. Минсельхоз даёт данные, что у хозяйства «Губерлинское» в 2015 году были проблемы с нехваткой кормов, заготовленных на зимний период. Но не подтверждает информацию о том, что стада там нет.

Проверить, так ли это, мы не смогли — на сайте же генофондного козоводческого племенного хозяйства новости не обновляются с 2012 года, а номера телефонов для связи оказались нерабочими.

На сегодняшний день СПК «Донской» является самым крупным козоводческим предприятием Оренбургской области. В нём насчитывается 6236 голов коз.

В 2019 году 18 февраля по 20 марта было начёсано 1222 кг. пуха. Мизер, который можно погрузить на одну «Газель»! Этого объёма хватит, чтобы связать около 4000 пуховых изделий (или около 8000 паутинок). Учитывая увеличивающийся спрос на нашу паутинку, обеспечить потребности рынка едва ли представляется возможным. А несоответствие сырьевой базы и объёмов выпуска вызывает обоснованные сомнения: на интернет-форумах ширятся слухи о том, что оренбургский козий пух не оренбургский, а на самом деле китайский.

Насколько оренбургский платок можно назвать оренбургским?

По словам преподавателя по пуховязанию Оренбургского областного художественного колледжа Маргариты Азнабаевой, для изготовления пуховых платков сегодня используется пух оренбургских и вологодских коз. В колледже стараются приобретать местное сырьё. Различить его довольно просто. Пух оренбургских коз более мягкий на ощупь, отмечает преподаватель.

В колледже платки вяжут по старинке, вручную. Обучаются же этому искусству в течении четырёх лет. Сначала студентам предлагают учиться вязать небольшие изделия, которые сегодня можно встретить в магазинах пуховой продукции- это маленькие платочки с различными узорами. Выпускники вяжут большие платки (1,5 на 1,5 метра). Чем больше предусмотрено на них узоров, тем более трудоёмкой получается работа, которая затягивается на месяцы. Мастеру требуется всего около двух недель, чтобы изготовить большую паутинку. В отличии от платков изготовленных на станке, паутинки ручной работы получаются более пушистыми. На них можно заметить ошибки в узорах, которые машина не может допустить.

Всего 20 лет назад многие пуховязальщицы в свои изделия вставляли записки, где указывалось имя и место обитания козы с которой был взят пух, какая длина пуха и как за платком следует ухаживать. Мастерицы знали, что от места жизни козы зависят характеристики платка, насколько он будет тёплым и мягким.

К сожалению, сегодня такой информации изготовители не предоставляют. Ещё меньше информации об изделях, изготовленных на фабрике.

Платок с японским прищуром

Ручная вязка трудоёмка, а цена паутинки получается совершенно неподъёмной для рядового потребителя. Именно поэтому львиная доля платков — это изделия машинной вязки, которые выпускаются на нескольких специализированных предприятиях в Оренбуржье.

Самое известное из них — это Фабрика пуховых платков, формально начавшая своё существующая с 1939 года как пуховязальная артель.

Правда, сегодня от фабрики старого образца мало что осталось: на месте корпусов — торговые и административные центры, а само производство ужалось до двух машзалов и 50 человек персонала. Как объясняют сами собственники фабрики — таковы веяния рынка и новых технологий. Чтобы производить конкурентоспособную продукцию, нужно максимально задействовать автоматизацию.

— Вяжем на машинах SHIMA SEIKI японского производства. Мы первые в 2018 году с помощью микрозайма под льготный процент приобрели 12 таких машин. Это самое большое количество машин в России, которые вяжут бесшовную продукцию, — рассказывает директор вязальной фабрики Анастасия Чистякова.

Впрочем, и в 70-х годах прошлого столетия на огромной тогда Фабрике пуховых платков в Оренбурге, где работали более 1000 вязальщиц, тоже грохотали машины японского производства — своих в СССР не было. Но нынешние цифровые гораздо продуктивнее и экономичнее — на компьютере вводится узор, и платки создаются с любыми ажурными рисунками и даже надписями.

Однако на вопрос о происхождении пуха ответ был уклончивым — разные источники. Машинная вязка предъявляет довольно жёсткие требования к сырью и его количеству. В чистом виде работать только на оренбургском не получится — объёмы не те.

Невыгодный промысел

Вот и получается так, что оренбургские пуховые изделия в большей свой массе изготавливаются японскими машинами — из вологодского, китайского, турецкого пуха. Очень много на рынке и поддельных изделий: их массово «ляпают» в среднеазиатских республиках из низкосортного сырья, такая паутинка через год облезет и перестанет сохранять тепло.

«Размывание» же бренда оренбургского платка, когда фактически оренбургского в нём — только место производства, налицо. Пуховязальный же промысел как таковой, когда платок создавался мастерицей полностью с нуля, от отбора коз для начёса, валяния пуха и ручной вязки, практически исчез и если и держится — то лишь на горстке энтузиастов.

Слишком высока себестоимость, слишком низок спрос на такие штучные изделия. В мире одноразовых вещей и конвейерной «штамповки» даже легендарный пуховый платок всё больше становится всего лишь «технологичным изделием» — а не штучным произведением искусства.

"