Posted 13 июля 2020,, 02:51

Published 13 июля 2020,, 02:51

Modified 17 октября 2022,, 16:59

Updated 17 октября 2022,, 16:59

Неклёвое место. Почему Оренбуржье не может накормить себя рыбой

13 июля 2020, 02:51
12 июля все профессиональные рыбоводы и любители посидеть с удочкой в тихом затоне отметили свой профессиональный праздник — российский День рыбака. Но в Оренбуржье особых поводов праздновать этот день пока нет. Производство собственных рыбопродуктов в регионе практически не растёт последние 4 года.

Безводный край

День рыбака для Оренбургской области — не самый профильный праздник. Наш регион никогда не был богат водными ресурсами, и ихтио-продуктовому изобилию у нас попросту неоткуда взяться.

Это в соседнем Челябинске насчитывается 2000 озёр. Или в Самаре течёт Волга-матушка. У нас же площадь водной поверхности занимает менее 5% общей площади территории области. Тем не менее, даже при таких скудных ресурсах Оренбуржье в былые советские времена производило ежегодно до тысячи тонн карпа, рипуса, бычка и форели.

В основном промышленное рыбоводство было сосредоточено на крупнейшем искусственном водоёме Южного Урала — Ириклинском водохранилище. Там трудилось несколько десятков рыбартелей, а переработка шла в пяти рыбсовхозах, куда и сдавали улов бороздящие водную гладь бригады на моторках.

Впрочем, кроме Ириклы ихтиофауну разводили и во множестве мелких запруд: практически при каждом совхозе было своё рыбхозяйство. В самый благоприятный 1988 год в области насчитывалось более 2000 таких зарыбленых водоёмов. Самый крупный, расположенный ближе всего к Оренбургу — знаменитое Майорское водохранилище в Сакмарском районе, где растили карпа и толстолобика. За жирнющщим сакмарским карпом неизменно выстраивались очереди.

Сухое наследие

Развал страны и экономики в постперестроечные годы затронул и рыбопромышленную отрасль. Уловы собственной рыбы в области упали в шесть раз, до мизерных 210 тонн в год к концу 90-х годов. А количество зарыбленных прудов сократилось до двух с небольшим сотен.

В 2013 году область приняла трёхгодичную программу по развитию рыбоводства, на которую было заложено около 200 миллионов рублей финансирования. Частично это дало эффект: к 2017 году объёмы производства рыбы выросли до 360 тонн, втрое увеличилось и число зарыбленных прудов. Но, как видим, до советских рекордов ещё очень и очень далеко.

Вот уже четыре года как в области больше нет ни одной отдельной региональной программы рыбоводства. Поддержка этому направлению оказывается через грантовое финансирование, через федеральные программы в рамках национальных проектов, поэтому данные о ситуации на 2020 год получить довольно сложно. В Оренбургстате, например, и вовсе нет отдельных данных по отрасли «Рыбоводство» — только вкупе с лесным хозяйством, охотой и частным рыболовством.

Это и неудивительно. Рыбный промысел вообще оказался в области «несчастной» отраслью. Минсельхоз региона им не занимался, так как по подведомственности он относился к ГБУ «Охотводбиоресурс». Затем курировался скандальным Министерством лесного и охотничьего хозяйства. А после ликвидации оного — перешёл «под крыло» Минприроды области.

Троекратная смена курирующего ведомства за последние годы привела к тому, что даже статистику по производству рыбы найти крайне сложно. Лишь по косвенным данным и обрывочным сведениям удаётся установить, что прирост производства рыбы за три минувших года достиг 390 тонн. Но фактические данные, возможно, больше — только в окрестностях Оренбурга с 2016 года появилось 6 новых прудовых хозяйств. Правда, в основном это водоёмы для частной любительской ловли, промышленным производством назвать это нельзя. Но тем не менее, даже маленький результат — тоже результат.

«Главная проблема — нет переработки»

Крупнейшими предприятиями промышленного рыбовобства в области являются ООО «Фиш ка» и ООО «Ирикла-рыба». Но финансовые показатели обоих, мягко говоря, далеки от идеала.

«Фиш ка» известна тем, что является чуть ли не единственным в области поставщиком ириклинской рыбы в Европу. В 2018 году убытки предприятия превысили 14 миллионов рублей, а отток активов — 39 миллионов рублей. 2019-й оказался более удачным: компания получила прибыль в 2,1 млн. рублей, а утечка активов снизилась и составила «всего» -37 миллионов рублей.

Неважно обстоят дела и на «Ирикле-рыбе»: крупнейшем в области хозяйстве, где рыбу выращивают круглогодично искусственных условиях, в специальных бетонных бассейнах на отводящей тёплой воде с Ириклинской ГРЭС.

Здесь растят зеркального карпа и ряд других экзотических и ценных пород рыб. Но при колоссальных возможностях предприятиеза последние годы втрое снизило выручку и впятеро — прибыль, заработав в прошлом году всего 233 тысячи рублей.

Но главная угроза в том, что владеет ООО «Ирикла-рыба» другое предприятие — «Оренбургоблпродконтракт». С 2015 года убытки у «ООПК» накопились в сумме уже почти 150 миллионов рублей (данных за 2019 год в открытом доступе нет). Доля «Ириклы-рыбы» при этом находится под обременением, и если головное предприятие признают банкротом — оно тоже рискует «посыпаться».

— Главная проблема оренбургской рыбы — сезонность, — рассказывает руководитель рыбокоптильного цеха Илья Меховой. — По осени, когда сливают пруды, идёт поток, а затем весь год работаем на привозной рыбе.

Подтверждает этот факт и фермер из Курманаевского района Елена Чурикова, которая занимается разведением малька зеркального карпа. У семьи Чуриковых есть идея развить рыбхозяйство, но главный вопрос в сбыте. Рыба продукция скоропортящаяся, её нужно или быстро продать живьём, или строить перерабатывающее производство. А на это пока денег нет.

Как результат — рыбный промысел в области всё больше «мигрирует» в сторону частных «полу-любительских» прудов. Весь бизнес в итоге сводится к тому, чтобы пускать за 300-400 рублей рыбаков на платную рыбалку, да по осени, спустив воду, распродать «урожай». Промышленного же производства нет. И даже то, что имеется — стагнирует, не получая новых импульсов для развития.

Планы и перспективы

Летом прошлого года в Новотроицке много шуму наделал проект по строительству крупнейшей на Урале рыбной фермы за четверть миллиарда рублей. Презентованный как один из первых продовольственных проектов в созданной Территории опережающего социально-экономического развития (ТОЭСР) «Новотроицк», он обещал производить 50 тонн форели, 25 тонн осетра, 3 тонны раков и 500 кг черной икры в год. Причём первую продукцию предприятие обещало дать дать уже в 4 квартале этого года.

Проект действительно уникальный, но реализация его в срок вызывает вопросы. Юридическое лицо, которое зявилось резидентом ТОЭСР, за прошлый год показало убытки в 143 тысячи рублей и отрицательные капитал и резервы. Нет и признаков ведения хозяйственной деятельности на суммы, сопоставимые с размахом проекта.

Не удаётся связаться и с руководителем — рабочий телефон оказался отключён.

Хочется, конечно, верить, что такой масштабный проект всё-таки будет у нас реализован, а нынешняя ситуация лишь временная.

Но пока День рыбака в ТОЭСР «Новотроицк» праздновать точно ещё рано.

"