Posted 12 сентября 2019,, 13:24

Published 12 сентября 2019,, 13:24

Modified 17 октября 2022,, 16:24

Updated 17 октября 2022,, 16:24

Рынок труда в Оренбуржье: «одни делают вид, что платят, другие — что работают».

Рынок труда в Оренбуржье: «одни делают вид, что платят, другие — что работают».

12 сентября 2019, 13:24
Фото: Медиахолдинг 1Mi
По данным Оренстата в области на конец августа числятся 927 тысяч трудоспособных жителей. 35 тысяч из них считаются «ищущими место», а официальный статус безработного получили менее половины этого числа.

По данным Министерства труда и занятости населения Оренбургской области в регионе в среднем на одно свободное рабочее место претендует два человека. Этот показатель, судя по данным 2018 года, увеличивается. По данным РИА Рейтинг, в этом году мы стали худшим регионом в ПФО по уровню напряжения на рынке туда.

Но что же мешает людям занять даже те свободные вакансии, что предлагают сегодня предприятия и организации?

«Средние» зарплаты для врачей

Работа в Оренбуржье есть, и даже на вполне приличные деньги. А как иначе объяснить тот факт, что не так давно в соцсетях появилась фотография, где Областная клиническая больница № 2 ищет участкового терапевта. На огромном баннере вывешенном на заборе красовалась надпись «…зарплата от 50 000 рублей».

Как сообщили 56orb в министерстве здравоохранения Оренбургской области, по состоянию за январь–август 2019 года средняя заработная плата медиков в регионе составляет 29 335 рублей. При этом специалисты с высшим медицинским образованием получают в два раза больше, чем в среднем доходы по региону у широкого круга специалистов. И в принципе, наблюдая такие плакаты, как на воротах ОКБ № 2, в это можно поверить: вот работа, вот зарплата. В чём тогда проблема?

Нюанс в том, что, по информации источника 56orb.ru, ранее работавшем в ОКБ № 2, информация о вакансии, мягко говоря, не соответствует действительности.

— Там всегда висит «зазывалово». Зарплата тысяч 30 -35 максимум. Участок не один точно будет. Дадут сразу 6 участков и будешь там пахать как лошадь до ночи. Новым врачам платят тысяч 25 максимум. Плюс предусмотрены штрафы, если план по диспансеризации не выполнил. Поэтому и бежит народ с должности. И из сёл врачи бегут. Там денег вообще не платят. Копейки позорные, — рассказывает медработник Оксана, отработавшая в вышеназванной ОКБ.

Слова нашего собеседника звучат логично. 50 тысяч в месяц для Оренбурга — очень даже неплохие деньги. Так почему вакансии пустуют, а в поликлиниках до половины терапевтов просто нет? Врачи «зажрались», глядючи на московские ставки в 160-180 тысяч в месяц? Или работодатели нагло врут и плакаты с объявлениями — лишь «замануха»?

Истина, как всегда, где-то посередине.

Лучше в дворники пойду, там мне хоть заплатят

По информации компании интернет-рекрутмента HeadHunter, в Оренбуржье прослеживается тенденция в изменении структуры поиска работы. Если раньше работодатели выбирали себе сотрудников, то сейчас всё чаще приходится сталкиваться с тем, что работу себе по вкусу выбирают соискатели. А это значит, что на сомнительные объявления «клюёт» всё меньше человек.

— Конечно, большую роль играет наличие конкурентной заработной платы. Меньше всего откликов от соискателей получают вакансии с заниженными или наоборот слишком завышенными требованиями. Например, встречаются предложения для специалистов с многолетним опытом работы, знанием нескольких языков, развитыми профессиональными и социальными навыками. При этом зарплата ниже среднерыночной. «Поймать» хорошего кандидата на такую вакансию достаточно трудно. Обратная ситуация, когда зарплата указана слишком высокая. Соискатель к такому предложению может отнестись с недоверием, — рассказала 56orb.ru руководитель пресс-службы рекрутинговой компании Александра Севостьянова.

Также Александра отмечает, что сегодня самым неблагодарным становится труд топ-менеджера, руководителя отдела продаж, «продвиженца». Это связано с возрастающей ответственностью в этой профессии и большим спросом с человека. Например, руководителю отдела продаж металлоконструкций известной фирмы готовы платить в Оренбурге 70-120 тысяч рублей — но только если он выполнит план по продажам. А план — огромный: попробуй, найди покупателей на «железо», когда рынок падает и стройки встают одна за другой. Не выполнил план — получил копеечный оклад, да ещё и нагоняй от руководства. Вот и получается: вакансия вроде есть — а по-факту её нет.

Нередко приходится встречаться с тем, что человек с высшим образованием после института встаёт за кассу в супермаркете. Много лет эксперты по хедхантингу кричат о том, что рынок образовательных услуг вообще не коррелирует с реалиями рынка. Тысячами готовятся дизайнеры, экономисты и юристы, которым работы нет и не будет.

Но у вузов своя правда: на востребованные специальности вроде агрономов и инженеров по механизации сельского хозяйства нет набора. Никто не хочет бегать с лупой по полям или ремонтировать навозоудалители. А вот заниматься ландшафтным дизайном — пожалуйста, и платят за обучение на этих специальностях по 1,2 млн. рублей за курс.

Впрочем, совсем необязательно шесть лет грызть гранит науки в бакалавриате и магистратуре, чтобы потом неплохо зарабатывать. Так, председатель ТСЖ (н) «Радужный» Никита Лапшин ищет в Оренбурге добросовестных сантехников, электриков и дворников. Товарищество готово платить до 35 тысяч рублей в месяц.

— У нас сфера ЖКХ, найти нормального дворника очень тяжело. Хотя зарплаты здесь немаленькие, если человек объём берёт, может заработать 35 тысяч. Но на этот объём не все желают идти. С сантехниками и электриками чуть проще, но порядочных, которые не пьют и не грубят людям- тоже тяжело найти. С уборщицами проблем нет, — поделился с сайтом кадровыми проблемами Никита.

Как отмечает хозяйственник, в новостройках селятся молодые семьи. Найти среди них того, кто будет поддерживать чистоту и порядок во дворе и на улице очень трудно. Видимо, молодёжь считает эту работу зазорной. Старшее же поколение берётся за веники и лопаты с радостью, тем более за такие то деньги. У сантехников и электриков зарплата поменьше, но и тут многое зависит от желания работать. К слову, тут подтверждаются исследования HeadHunter о том, что работодатели стали более лояльными к молодым работникам. За последние пять лет на hh.ru вакансий для соискателей без опыта работы стало на 6% больше.

— Сантехники, электрики. Если они два дома обслуживает, зарплата- 24 000 рублей. Но тут тяжело найти грамотных людей. Можно найти сантехника, который просто будет сидеть и ничего не делать. Выходит так, что набираем молодых, обучаем их, переучиваем. Они более активные, хотят развиваться. Вот например, у меня есть электрик. У него объём работы растёт и зарплата чуть-чуть вырастает. У него есть стимул работать, проходить обучение, получать более высокий разряд — на рынке такие люди востребованы.

Под градусом и грамотная речь

Запойное пьянство — одна из самых актуальных проблем для жилищников, да и для других отраслей. Поддатый «афоня» стал анекдотом ещё с советских лет, но и сейчас ситуация не лучше.

— Проблема с пьянством- номер один. Это касается рабочих по договорам, которых по ремонтным работам привлекаем. Бывает такое — они сделали работу, деньги получили — после на неделю пропадают — выпивают. Возвращаются только когда деньги заканчиваются. Это беда наша. Люди живут одним днём, одной неделей. Советовали нам брать на работу и бывших заключённых — сейчас есть программы по их трудоустройству. Но у них взгляд на жизнь и после пенитенциарного учреждения кардинально не поменяется. Тоже приходят, говорят, что хотят вернуться в нормальную жизнь, заработать, но получают первую зарплату и пропадают. Как им что-то серьёзное поручать? Ведь с меня же потом за них спросят, — рассказывает Никита Лапшин.

«Шалишь, парниша!»

Вырисовывается сегодня и ещё одна проблема. Падает общий образовательный уровень людей. Всё чаще работодатели в своих анкетах указывают пункт «Грамотная речь». Соискатели же указывают этот пункт лишь в 2,5% случаев. Как бы ни банально звучало, но молодые люди даже изъясняться нормально разучились. И это уже наследие поколения смартфонов, инстаграммов и лайков. Молодёжь не читает, не формирует общий кругозор знаний, не расширяет словарный запас. В итоге даже секретаря найти — проблема: собеседования с соискательницами всё чаще напоминают диалоги с Эллочкой-людоедкой из «12 стульев». Впрочем, что это за персонаж, молодёжь тоже не знает.

-Указав «грамотность» и «грамотную речь» среди своих ключевых навыков, соискатель может стать привлекательным для большего числа компаний. Ошибочно считать, что наличие этих умений идёт «по умолчанию». К слову, оценивать грамотность потенциальных кандидатов многие работодатели начинают с прочтения резюме. Так что дополнительная проверка на ошибки и опечатки однозначно пойдёт на пользу, — отмечает Севостьянова.

В целом же можно сказать, что рынок труда в области стагнирует, и стагнация эта двоякая — работодатели «не могут», работники — «не хотят». Однако тенденция последних лет всё больше перевешивает именно в сторону «не хотят». А это означает, что область проигрывает главную свою битву — битву за умелые рабочие руки и светлые головы.

"