Posted 10 октября 2020,, 07:42

Published 10 октября 2020,, 07:42

Modified 17 октября 2022,, 17:24

Updated 17 октября 2022,, 17:24

Бес паники. Чем опасна пандемия коронавируса для психики человека

Бес паники. Чем опасна пандемия коронавируса для психики человека

10 октября 2020, 07:42
Фото: Медиахолдинг1Mi
Около полугода оренбуржцы, как и все остальные россияне, живут на осадном положении. Коронавирус внес серьезные изменения практически во все сферы жизни: работу, учебу, быт. Самоизоляция, ношение масок и перчаток, социальная дистанция и другие ограничения стали для нас нормой жизни.

Отмечаемый 10 октября этого года Всемирный день психического здоровья в этом году тоже пришелся на период пандемии COVID-19, резко изменившей нашу повседневную жизнь. Насколько запреты, продиктованные нынешней эпидобстановкой, повлияли на эмоциональное состояние оренбуржцев и прибавилось ли работы у психологов и психиатров во время пандемии, расскажем подробнее

«И тебя вылечат, и меня вылечат!»

Специалисты отмечают несколько видов психологической реакции на происходящие изменения: от игнорирования и отрицания всего происходящего вокруг до полной растерянности, потери общения и изоляции. Люди в таких случаях закрываются дома, прекращая любые контакты с внешним миром. Или напротив идут наперекор системе, отрицая ношение масок и заявляя о том, что коронавируса вообще не существует.

Зачастую это тревожные, околодепрессивные, панические состояния. Как и на любую проблему, на пандемию оренбуржцы отреагировали по-разному. Большинство из них, по-мнению психологов, все-таки сохранили достаточно взвешенный и здоровый подход к ситуации.

— К такому повороту событий невозможно быть готовым. Ситуация с коронавирусом разворачивалась стремительно, поэтому в данной ситуации речь идет главным образом о способности быстро адаптироваться под изменяющиеся условия среды. Большинство населения сделали это достаточно грамотно, без серьезных психических проблем. Хотя определенная прослойка населения, безусловно, пострадала. Часть людей лишилась привычного круга общения, часть оказалась наедине с тревожными и паническими настроениями. Но в целом общество отреагировало на это достаточно сдержанно и адекватно. Никто у нас по городу в панике не бегает, — комментирует психиатр, психотерапевт высшей категории, заведующий отделением Оренбургской областной клинической психиатрической больницы № 2 Ярослав Журавлев.

Специалисты уверены: сваливать все психологические проблемы оренбуржцев на коронавирус в корне неверно.

— Мы сейчас склонны все происходящее вокруг увязывать с коронавирусом, но по большому счету это не так. Необычное и странное поведение, чудачества у психически нездоровых людей мы наблюдали и до пандемии, — продолжает Журавлев.

Вирус в головах

Эксперты делят расстройства на два типа — те, которые непосредственно связаны с боязнью заболеть коронавирусом, и тревога в связи с социально-экономической нестабильностью в регионе. Например, люди потеряли работу, снизились доходы, а значит изменился привычной образ жизни, отменился долгожданный отдых. Все это может спровоцировать тревогу и психологическое расстройство, которое считается нормальной реакцией на происходящее.

— Серьезных, тяжелых глубоких психических состояний в связи с ковидом, как правило, не возникает. Это расстройства реактивного типа, как реакция на стрессовую ситуацию, — поясняют специалисты.

Выходящей за рамки нормы психотерапевты считают реакцию, когда человек не может жить в комфортных для себя условиях, его душевное состояние становится гнетущим, тяжелым. Он длительное время не может найти какое-то успокоение и отвлечься, когда в голове появляются плохие мысли, и все видится только в черном цвете. Если человек испытывает постоянное чувство паники, не может есть, спать, то речь идет о так называемой дезадаптации.

Все не так страшно?

Людей, нуждающихся в психиатрической и психосоциальной помощи, в связи с пандемией стало значительно больше. Количество обращений за психологической помощью в последние месяцы выросло. Однако специалисты связывают это не только с тем, что люди продолжают переживать из-за неблагоприятной эпидобстановки.

Дело в том, что после первой волны коронавируса они стали более осведомлены и информированы о способах снятия психологического напряжения. Теперь, когда в регионе снова наблюдается подъем заболеваемости и у некоторых нарастает тревога, они знают, куда можно обратиться за бесплатной анонимной помощью и получить поддержку.

Срабатывает принцип «сарафанного радио», когда люди делятся полезными контактами со своими близкими и знакомыми. Причем, это не значит, что оренбуржцы бегут сразу за помощью к психиатру. Звонят на телефоны доверия психологической службы, идут на прием к психологу или психотерапевту.

В данной ситуации у проблемы нет возраста. Коронавирус по-своему переживают все. Родители волнуются за своих детей и пожилых родителей. Оренбуржцы 65+ испытывают страх заразиться и психологический дискомфорт от вновь введенного режима самоизоляции.

Как не сойти с ума

Специалисты уверены, что справиться с психологическими проблемами сейчас гораздо проще, чем раньше, когда люди в средние века боролись с пандемией, но при этом понятия не имели, как остановить болезнь.

— Мы уже имеем какой-то опыт в борьбе с заболеваниями, в том числе и с коронавирусом. Поэтому советую обращать внимание не только на отрицательную статистику заболевания и негативные последствия, но и на статистику выздоровления. Не забывать использовать средства индивидуальной защиты. Нужно подойти к этому вопросу разумно, а не паниковать, — советует психотерапевт Ярослав Журавлев.

Для пожилых людей крайне важно не оставаться в полной изоляции и восполнять невозможность личных встреч общением по телефону, видеосвязи.

— Не пренебрегайте поддержкой близких. Не нужно стесняться разговаривать о своих переживаниях и проблемах или запираться дома, если все-таки приходится ограничивать контакты. Благо сейчас есть все виды связи. Человеку максимально важно в такой ситуации поддерживать тот уровень общения, который у него был раньше. Соблюдение режима дня, рациональное питание и сон тоже помогут сохранить душевное спокойствие.

"