Posted 10 октября 2019,, 10:10

Published 10 октября 2019,, 10:10

Modified 17 октября 2022,, 16:31

Updated 17 октября 2022,, 16:31

Ящики для жалоб уже выкинули, а смартфоны ещё не освоили: как чиновники ведут соцсети

Ящики для жалоб уже выкинули, а смартфоны ещё не освоили: как чиновники ведут соцсети

10 октября 2019, 10:10
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Страниц в социальных сетях сейчас нет разве что только у ленивого. Это в стало не только модным трендом, но и прямой обязанностью для чиновников — отрабатывать новые формы коммуникаций с населением. В Оренбуржье за последний год тоже резко активизировались соцсети у первых лиц региона, чиновников и депутатов.

У кого-то работа в новых форматах действительно получается хорошо, а у кого-то — не очень.

«А Юрий Александрович этого не любил…»

В рейтинге SMM-активности Оренбургская область долгое время плелась в хвосте. Прежний губернатор региона, Юрий Берг, интернетом не увлекался, зато почти каждый знал, что застать главу можно, если придти к полседьмому утра к дверям Дома Советов. Так себе канал связи, но — действенный.

В интернет-пространстве Юрий Александрович появлялся лишь в блоге на официальном портале правительства региона, да и то — нечасто. А вот новый глава Оренбуржья Денис Паслер буквально на третий день после своего назначения создал аккаунт в Инстаграм и мгновенно стал одним из самых популярных инста-блогеров Поволжья.

В первые же сутки на страницу врио подписались более 10 тысяч человек и оставили под ней свыше 5000 комментариев. Сегодня у Паслера — уже 81 тысячи фолловеров, и по этому показателю он на два корпуса обошёл самых продвинутых инстаграмщиков в регионе.

Так, например, у известной своими эпатажными ракурсами бьюти-блогерши и ведущей Юлианы Третьяк — лишь 51 тысяча подписчиков. Почти вдвое меньше, чем у губернатора, хоть и набирала она их добрую пятилетку.

Кстати, Паслер и его команда пообещали, что все обращения в Инстаграме будут отработаны. Для пущего эффекта губернатор даже завел свой личный хештег #паслервкурсе. Более того, впервые в регионе заработала роботизированная система «Инцидент-менеджмент»: специальные программы-боты отслеживает все проблемные обращения в адрес губернатора и регионального правительства по ключевым словам во всех других популярных соцсетях. Любопытно, что «Инцидент» впервые в Поволжье обкатали в Татарстане, а год назад его внедрили и в Башкирии. Оренбуржье подключается к роботизированному мониторингу социальной активности в Сети одним из последних регионов в России. Но, как говориться, лучше поздно — чем никогда.

Пока рано говорить об эффективности такого подхода — «инцидент» у нас только завершает бета-тестирование. Но результаты уже кое-где есть: во всяком случае, видно, что ведомства завели свои аккаунты и как минимум пытаются показать, что обращения замечены.

Начали за здравие, а закончили…

Намного хуже обстоят дела с социальными сетями у властей Оренбурга. Прежний глава города Евгений Арапов был человеком весьма активным в SM-пространстве, имел аккаунты в Фейсбуке и Вконтакте, а его пресс-служба довольно активно вела телеграм-канал.

У мэра нынешнего, Дмитрия Кулагина, страницы в соцсетях хоть и формально существуют, но неактивны, и вообще складывается впечатление, что они фейковые. Даже аккаунт администрации города в Фейсбуке, который прежде был местом споров и идейных баталий, ныне стух и стал «зеркалом» по публикации пресс-релизов.

Аналогично и телеграм-канал: некогда там появлялись новости и фотографии городских событий самыми первыми, но потом — те же релизы, да ещё и с опозданием на полдня.

На официальном аккаунте администрации Оренбурга в Instagram собралось немногим больше 1600 подписчиков. Для города с населением больше полумиллиона человек — смешная цифра. Впрочем, это и неудивительно — после ухода из пресс-службы города её начальника Ольги Лопатинской и заместителя Татьяны Тимченко новая команда вот уже скоро год, как работает без официально назначенного руководителя. Да и в целом у Дмитрия Кулагина с кадрами происходит какая-то чехарда — люди приходят и уходят, до сих пор нет ощущения целостности команды.

Ирония судьбы — некогда город давал фору области в части использования новых каналов коммуникации: блог бывшего губернатора выглядел динозавром по сравнению с телеграм-каналом оренбургской пресс-службы. А теперь всё наоборот.

Депутат — подписчику рад!

Законодательное собрание Оренбургской области полгода назад полностью обновило свой сайт, а руководитель службы по связям с общественностью Денис Минаков активно начал продвигать как личные аккаунты депутатов, так и общий аккаунт Заксобра в соцсетях.

Кстати, по собственным источникам, такое решение не особенно-то понравилось старшему поколению народных избранников. Многие искренне возмущались, когда получили внутреннюю «циркулярку» за подпись тогда ещё вице-спикера Олега Димова об обязательной активизации работы в социальных сетях. Но иные депутаты с компьютерами и смартфонами не дружат и тратить время на освоение «этой тарабарщины» не желают.

Зато депутаты из молодой когорты оказались очень даже в своей стихии. Например, амбициозный Дамир Фахрутдинов выдаёт столько постов в день, сколько иная районная газета заметок в неделю не накрапает. Учитывая, что через год с небольшим стартует предвыборная кампания в ЗС, уже видно, кто рвётся в бой за сердца (и голоса) избирателей, а кто рассчитывает на свой личный возрастной авторитет — мол, и без соцсетей-шмоцсетей выберут, никуда не денутся.

Ведут свои социальные сети и оренбургские депутаты в Госдуме. Причём бесспорный лидер здесь — Игорь Сухарев, который активен и в Одноклассниках, и в ВК, и в Фейсбуке. Он путешествует по святым местам, собирает грибы, любит супругу, встречается с избирателями — и выкладывает обо всём фотографии. У него более 14 тысяч фолловеров — и он охотно вступает в полемики в комментариях.

Более того, за подписку на свои странички готов разыграть даже путёвки на отдых в Бузулукском бору. Щедро!

Вообще говоря, из четвёрки оренбургских депутатов — думских одномандатников именно Сухарев самый SMM-продвинутый. Хотя свои странички есть у коллег Игоря Николаевича по партии «Единая Россия» Юрия Мищерякова и Виктора Заварзина, но там активность меньше в разы.

Особняком стоит четвёртый «думец», депутат от ЛДПР Сергей Катасонов. Он традиционно широко представлен в партнёрских СМИ и аффилированных аккаунтах. Но призы и бонусы среди своих фолловеров не разыгрывает, предпочитая клеймить действующую власть.

А вот из городских депутатов один из самых активных в соцсетях — Александр Шмарин. Он тоже вступает в переписки с оппонентами и не стесняется острых тем.

Но в целом можно констатировать — работа властей в социальных сетях как системный процесс в области только-только формируется. До прихода Дениса Паслера её в регионе и вовсе не было — в лучшем случае личные инициативы отдельных чиновников.

Де-факто всего пару лет назад как самую продвинутую форму коммуникаций с чиновникам презентовали специальные ящики — мол, пишите письма на бумаге, приносите в Дом советов и туда кидайте. Анахронизм, который устарел ещё во времена Бориса Ельцына.

Но сегодня ситуация меняется, и заметно. Правда, вместе с этим особенно остро стала видна нехватка новых кадров, которые могли бы работать в новой цифровой среде.

Паслеру помогли наладить работу его политтехнологи, которые вели тогда ещё врио губернатора на выборах. А вот кто поможет муниципалитетам? Пресс-службы «старого формата» попросту не знают, с какой стороны к этим «проклятым соцсетям» подойти, особенно в районах. Парадокс, но группы в социальных сетях вроде «Подслушано Сорочинск» собирают десятки тысяч подписчиков и обсуждают самые острые темы, а у администрации этого городского округа никакой работы с ними нет. А ведь Сорочинский ГО — далеко не самый маленький и «заштатный», и это только один из примеров.

Условно говоря, ящики для жалоб уже выкинули — а соцсети читать ещё толком не научились.

А как вы относитесь к активности чиновников и депутатов в социальных сетях?
"