Posted 10 августа 2020,, 06:41

Published 10 августа 2020,, 06:41

Modified 17 октября 2022,, 17:22

Updated 17 октября 2022,, 17:22

«Рейтинг Гольма». Какие предприятия стоит спасать в Оренбуржье

«Рейтинг Гольма». Какие предприятия стоит спасать в Оренбуржье

10 августа 2020, 06:41
Фото: Медиахолдинг1Mi
Экономический кризис, спровоцированный коронавирусом — в самом разгаре. И хотя волна банкротств предприятий и ИП ещё не ударила девятым валом, ситуация всё равно остаётся крайне напряжённой. Главный же вопрос ближайших месяцев, когда вирус отступит — кого всё-таки следует спасать, а кого — пустить с молотка.

В мире существует множество методик, по которым определяется надёжность компании. Целые рейтинговые и аудиторские агентства занимаются присвоением соответствующих оценок, держа в строжайшем секрете собственные алгоритмы расчётов.

Мы же предлагаем оценить устойчивость предприятий области, воспользовавшись довольно простой методикой, которую предложил один из самых богатых людей Оренбуржья, гендиректор и бенефициар АО «Оренбургские минералы» Андрей Гольм.

По его словам, спасать нужно лишь те предприятия, где выручка на одного работника — не менее 5 миллионов рублей в год.

Только такие бизнесы, по его мнению, достаточно надёжны. Остальные же в случае малейших рыночных колебаний — «кирдык».

Не претендуя на лавры Moody`s или S& P, попробуем прикинуть — а сколько же у нас в области вообще предприятий, попадающих под данный критерий, и насколько «рейтинг Гольма» отражает реальную экономическую картину региона.

Право на юридическую жизнь

По данным из открытых источников и состоянию бухгалтерской отчётности на 2019 год, в Оренбургской области действовало 28872 предприятия разных форм собственности и ИП с признаками экономической активности. Данное число отражает именно действующие бизнесы, не находящиеся в состоянии банкротства, внешнего управления, ликвидации и т. д. Сразу предупредим, что данная выборка не совсем корректна, так как есть в области примеры, когда крупные предприятия вполне себе работают, находясь под банкротными процедурами или внешним управлением. Самые яркие примеры — Завод синтетического спирта и «Уралэлектрострой». Однако с формальной точки зрения выручка этих предприятий им уже не принадлежит — там теперь всё в конечном итоге решают кредиторы.

Из посчитанных нами почти 29 тысяч юрлиц только 6154 имеют выручку от 5 миллионов рублей в год и выше по данным на прошлый год. Исходя из логики, что как минимум 1 человек — собссно, директор — в фирме должен работать, то получается по «рейтингу Гольма», что 22718 предприятий и ИП в регионе в любой момент могут «кирдыкнуться». И помогать им довольно рискованно ввиду того, что может быть «не в коня корм».

Ситуация довольно грустная, если учесть, что у наших соседей число компаний, превышающих «минимум Гольма» гораздо выше. В Самаре, например, более 22 тысяч юрлиц и ИП с выручкой более 5 млн. в год. В Башкортостане — 16,4 тыс. В Татарстане — 26 тыс.

Можно возразить — это-де регионы-гиганты с большой численностью населения и развитым промышленным потенциалом. Согласны. Но вот взять, к примеру, Удмуртию с населением 1,5 млн. — меньше, чем у нас. Там предприятий с выручкой более 5 млн. в год — 8633. Кировская область с населением в 1,2 млн — а предприятий выше «минимума Гольма» там 6300. При том, что общая численность ООО и ИП, зарегистрированных на Вятке меньше, чем в Оренбуржье.

«У кого нет миллиарда, те идут…»

Предприятия, где работает 1-2 человека и приносит годовую выручку в 50-100 миллионов рублей выглядит, конечно, красиво. Супер-эффективный бизнес с точки зрения нашего рейтинга! Но что-то сдаётся нам, данные юрлица отнюдь не похожи на гаражный бизнес Сива Джобса и Стива Возняка, собирающих первые компьютеры Apple. Вероятнее всего, это просто компании по прокачке посреднических денег, либо управляющие организации, контролирующие более многочисленные структуры.

Поэтому попробуем оценить по настоящему работающие препдприятия с численностью сотрудников хотя бы от 100 человек. И выручкой, соответственно, от полумиллиарда, чтобы попадали выше «минимума Гольма».

Тут всё ещё более печально. На всю область, по официальным данным, таких предприятий всего 98. А абсолютным лидером является нефтяная компания «Сладковско-Заречное» с выручкой более чем 85 миллионов рублей в год на одного сотрудника.

Кстати, сами «Оренбургские минералы» в рейтинге своего же начальника оказались ниже «кирдык-показателя». На одного сотрудника там приходится, по данным на 2019 год, 3 млн. 133 тысячи рублей выручки.

Зато блестящие результаты показали современные предприятия АПК: «Сорочинский маслоэкстракционный завод» с выручкой в 69 миллионов на 1 сотрудника и «Оренбив» с выручкой в 17 млн./чел в год.

Примерное на уровне в 4,5-5 млн руб/чел. предприятия «Бузулукское молоко» и СГЦ «Вишневский». Неплохо.

Хорошие показатели по соотношению выручки к числу работающих у таких гигантов, как «Листпромстрой» и «ЮУГПК», неплохо выглядят предприятия Новотроицка, такие как НСплав и НЗХС,

Но опять-таки, всё это — единицы на двухмиллионную область. У соседей ситуация оказывается лучше. Например, в Самаре 315 предприятий с численностью более 100 работников и выручкой по 5 млн. на человека в год. В Кирове таких бизнесов — 94, в Удмуртии — 107. Таким образом, эффективность оренбургской экономики при расчёте параметров по «индексу Гольма» и численности населения, на 20% слабее удмуртской и кировской, и почти вчетверо отстаёт от самарской.

Модернизация — наше всё

Если исключить из списка совсем уж странные организации, которые несколько лет показывали выручку по 400-500 тыс. рублей в год, а в 2019-м вдруг скаканули за полтора миллиарда, если убрать ООО и ИП с одним директором, но оборотами в сотни миллионов, то картина в целом вырисовывается вполне ожидаемая.

Хорошую выручку и стабильное финансовое положение, несмотря на кризис, показывают те заводы, что были построены совсем недавно. Самый яркий пример — «Сорочинский МЭЗ», «Оренбив» и «НСплав». Все они возведены «с нуля» в 2010-х, и их эффективность на порядок выше «старичков».

Промышленные гиганты из советской эпохи, такие, как «Оренбургские минералы», Гайский ГОК хоть и показывают неплохую выручку, но до уровня 5 млн. на человека в год не дотягивают. Всё-таки, сказывается устаревание технологий, плюс месторождения тоже там давно уже не новые.

При этом, сравнивая свою ситуацию и то, что происходит у соседей по ПФО, можно заметить отставание нашего региона в темпах привлечения инвестиций в модернизацию и строительству новых производств. И отставание это началось не вчера: крупный завод ведь за полгода не построишь.

Возможно, ускорить привлечение инвестиций удастся благодаря новым особым экономическим зонам, которые создаются в Оренбуржье. Но вот время сейчас для новых строек не самое благоприятное. По подсчётам экспертов, последствия корона-кризиса будут ощущаться ещё минимум два года, и это по самому оптимистичному сценарию. Решиться ли бизнес вкладывать миллиарды в новые заводы, когда непонятно, что будет завтра?

"