Posted 9 ноября 2018,, 11:54

Published 9 ноября 2018,, 11:54

Modified 17 октября 2022,, 16:18

Updated 17 октября 2022,, 16:18

"Крепче за солярку держись, шофёр!" Что убивает рынок грузоперевозок в Оренбуржье

9 ноября 2018, 11:54
Объёмы товаров, которые везут по дорогам необъятной России, растут из года в год. Только за 2017-й оборот коммерческих грузоперевозок составил 5,5 миллиардов тонн, прибавив по сравнению с 2016-м 15%.

Но, к сожалению, львиная доля роста пришлась на Москву и Центральный федеральный округ. В периферийных же регионах, и в частности Оренбуржье, ситуация на рынке лишь ухудшается.

"На подъём не заглохнет мотор..."

Ежедневно на дорогах страны наматывают километры более 6 миллионов грузовиков разной тоннажности. Карго-бизнес чрезвычайно конкурентен, автопредприятий и "частников" на рынке множество. Причём на крупные компании приходится лишь 30% оборота, остальное - "частники" или сами владельцы груза, договорившиеся о доставке, что называется "на пальцах".

Железнодорожный транспорт проигрывает автомобильному в скорости доставки (причём многократно), в куче бюрократических процедур и иногда - в цене. По словам представителя проектной компании Тимофея Филиппова, разница в тарифах доходит до 10% не в пользу РЖД. Кроме того, далеко не у всех предприятий есть собственные рельсовые ветки. То есть в любом случае груз приходится переваливать на автомобили - а это снова расходы и задержки...

Впрочем, крупные промышленные конструкции, агрегаты, станки и т.д. - это далеко не основной объём карго-трафика. Самый быстрорастущий здесь сегмент сборных грузов. По оценкам участников отрасли, в текущем году его объём превысит 180 миллиардов рублей. У одного из лидеров, - компании "Деловые линии" на сборные грузы приходится две трети объёма перевозок.

Огромными темпами - до 30% в год - растёт доставка товаров из интернет-магазинов:

- Сейчас мы очень чувствуем, что вырос объём так называемого е-коммерса: это тот поток, который генерят интернет-магазины, интернет-сервисы. Мы чувствуем, что это будет драйвером роста,комментирует генеральный директор группы компаний "Деловые линии" Фарид Мадани

Огромный рынок грузоперевозок фактически заново открылся и с запуском в эксплуатацию моста, соединяющего Крым и Кубань. Уже сегодня по нему идут более 1000 фур в день.

Пока по Крымскому мосту запрещена перевозка опасных грузов. Но в Минтрансе пообещали, что уже к зиме бензовозы смогут получать разрешение на проезд над Керченским проливом.

- Здесь уже абсолютно однозначно надёжное сообщение, которое позволяет планировать поставки товаров, комплектующих изделий, по-другому выстраивать экономику и взаимодействие предприятий. Это другое построение экономики в самом Крыму,говорит Президент Торгово-промышленной палаты РоссииСергей Катырин.

Центр - агрегаторам, периферию - Viber`у

А вот если говорить о рынке грузопперевозок в Оренбуржье, то тут ситуация далеко не такая радужная. Карго-перевозчики жалуются на резкий рост затрат, при том, что выручка остаётся на прежнем уровне либо если и увеличивается, крайне незначительно.

- Посудите сами: в этом году произошёл стремительный рост цен на топливо, просто взрывной подъём стоимости автозапчастей, выросли затраты на систему "Платон". А договора-то на грузоперевозки на год подписаны, тарифы утверждены, - комментирует директор транспортной компании Илья Скабеев.

При этом, если анализировать себестоимость услуги, то до трети тарифа на перевозку груза приходится на зарплату водителя. Примерное столько же - топливо. Запчасти и амортизация - ещё 30%. Итого маржа владельца грузовика - порядка 5% Хотя ещё несколько лет назад удавалось зарабатывать и до 20%

- 5% - это, конечно, мизер. Выгоднее продать машины, деньги перекинуть в валюту или хотя бы тот же банковский депозит. 15% заработали с начала года те, кто вложился в доллары, 7,5% предлагают банки по вкладам. Вот и вопрос - есть ли вообще смысл заниматься региональным карго-бизнесом? недоумевает предприниматель.

И ещё один любопытный оренбургский нюанс. В России, особенно в Москве и ЦФО всё активнее развиваются онлайн-сервисы для координации работы грузоперевозчиков. Грубо говоря, эдакий "карго-UBER". Логика работы таких сервисов, действительно, схожа с логикой привычных программ-агрегаторов такси для смартфонов. Выбрал вес груза, габариты, откуда вести и куда, кликнул "найти перевозчика" - и готово, машина придёт и заберёт то, что вы планируете отвезти (или привезти).

- Нет, для Оренбурга подобное пока - совершенная новинка, - комментирует Скабеев. - Видимо, рынок у нас настолько мал, что федеральные агрегаторы просто не обращают на него внимание. Гораздо более распространены группы в Вайбере, Вотсаппе, в социальных сетях, где и происходит поиск заказчиков.

Хотя, справедливости ради, попытки "завести" онлайн-сервисы "грузотакси" и в наш город были. Но окончились они ничем: должной популярности так и не приобрели.

Из "серых" - в "белые".

Крупные автоперевозчики считают, что им вставляют палки в колёса так называемые "серые грузовозы". По сути, это те самые предприниматели, которые работают неофициально и, по по оценкам участников отрасли, операторы таких схем ежегодно провозят мимо бюджета до 500 миллиардов рублей.

Торгово-промышленная палата РФ, между тем, считает перспективными принятие законов, которые регулировали бы рынок перевозок. Среди них - создание реестра грузоперевозчиков и учёт всех логистических компаний.

Предприниматели же в регионе всерьёз опасаются, что такие правила и вовсе сделают бизнес убыточным. Ведь наверняка и за внесение в реестр, и за его ведение нужно будет платить пошлины. А что взамен?

Региональный грузовой рынок от этого не вырастет, в отличие от затрат. И правильным бизнес-вектором было бы снижение административной и налоговой нагрузки, сдерживание топливных цен, а не введение очередных поборов.

"