Posted 9 ноября 2017,, 12:51

Published 9 ноября 2017,, 12:51

Modified 17 октября 2022,, 16:01

Updated 17 октября 2022,, 16:01

Фронт ушёл - очереди в поликлиники остались

9 ноября 2017, 12:51
Эксперты Общероссийского народного фронта специально приехали из Москвы, чтоб посмотреть, есть ли в оренбургских поликлиниках очереди, довольны ли больные организацией приёма. А пациенты полдня удивлялись отсутствию очередей и культурному приёму перед проверяющими.
Сюжет
ОНФ

Приём больных и контролёров

Проверяющие из ОНФ, как оказалось, к своему делу подходят принципиально. И с самого начала ожидают обмана или подвоха со стороны местного руководства. Поэтому, приехав в Оренбург, проверить работу медиков с пациентами поликлиник московская делегация даже не указала место, куда именно поедет. Маршрут был проработан заранее по письмам и обращениям граждан.

Предполагалось, что напуганные таким образом главврачи будут трепетать при виде вечных очередей в своих длинных узких коридорах. Не тут-то было! Ведь о дате визита контролёры, как и положено, заранее оповестили оренбургский минздрав. Возможно, поэтому, как показалось сопровождавшим делегацию журналистам, администраторы поликлиник встречали контролёров чуть ли не с хлебом-солью.

Нет, безобразия, конечно, встречались. В детской поликлинике, к примеру, не оказалось места для парковки колясок, которые оставались под дождём. Во взрослой не работал терминал для электронной записи. Где-то сидящие в очереди пациенты уверяли, что прождали свой приём две недели, а теперь, несмотря на талон, снова очередь.

Координатор проекта «Народная оценка качества» Виктор Рожков был хмур и сосредоточен. Он не считал себя обманутым оренбургскими чиновниками. Нет. Скорее, просто недооценил умение наших земляков быстро устранять недостатки перед самым носом проверяющих.

А потому, когда перед заседанием «Круглого стола» с медиками журналисты спросили его, какую оценку можно поставить поликлиникам, вздохнув, ответил, что она колеблется где-то между тройкой и четвёркой. Обо всём остальном пообещал рассказать после, так как главное медицинское начальство области уже рассаживалось в кресла конференц-зала областной библиотеки.

«Гладко было на бумаге»

Заседание проходило почти по мотивам старой русской песни, где «забыли про овраги, а по ним ходить». Вице-губернатор области Павел Самсонов предлагал, чтобы критика была конструктивной. Министр здравоохранения Галина Зольникова признавала недочёты, но уверяла, что всё будет исправлено. Главврачи районных больниц поочерёдно рапортовали о выросших показателях и довольных больных. И даже одна из представительниц оренбургского отделения Народного фронта стала признаваться в любви к врачам, у которых просто не может быть недостатков в работе.

Московский координатор угрюмо молчал. Вице-губернатор тихонько ушёл на срочное совещание. Журналисты тоже понемногу потянулись к выходу. А за круглым столом министр рассказывала про замечательное обслуживание пациентов в больнице имени Пирогова.

И тут не выдержал присутствующий на заседании скандальный оренбургский блогер Роман Псайкер. Попросив слова, он стал громко уличать присутствующих в неправде. Рассказал, что отстоял с утра очередь в кабинет участкового терапевта в надежде подлечить гланды, но за полдня так и не сумел туда попасть. Вспомнил, как пару дней назад два часа ждал скорую, вызванную к ребёнку.

Вероятно, блогер мог бы ещё приводить примеры, однако был мягко остановлен Галиной Зольниковой. Министр усомнилась в его больных гландах при таком громком голосе и попросила сдерживать себя. Но тут на защиту коллеги встали и другие журналисты, вспомнив не только положительные моменты в работе медиков.

Журналист 56orb.ru, помимо прочего, задал вопрос, как получить рецепт на лекарства, которое люди раньше покупали в аптеках города без проблем и рецептов. Теперь же приходится ежемесячно отстаивать по полдня в общей очереди к участковому. Эту тему мы поднимали в октябре. И, как оказалось, попали в точку. Потому что уже сейчас среди жителей города нарастает негодование по поводу того, что, ради рецепта они вынуждены проводить время в общей очереди среди больных с ОРЗ.

Если срочно не принять мер, то городские поликлиники просто захлебнутся от наплыва пациентов. И никакая электронная очередь не поможет.

- Это действительно серьёзная проблема, - согласилась министр здравоохранения. – Хорошо, что вы её подняли. Постараюсь до декабря проработать эту ситуацию. Надеюсь, до Нового года нам удастся развести в разное время поликлинического приёма заболевших и тех, кто пришёл за рецептом.

Три с плюсом или четыре с минусом?

Виктор Рожков, помимо того, что является координатором проекта ОНФ, ещё и значится федеральным экспертом. То есть может легко оценить работу медицинских учреждений с позиций качества услуг.

- Как оценить оренбургские поликлиники? – переспросил он журналистов. – Там, где мы были, оценка будет колебаться от самого высокого уровня «тройки» до самого низкого – «четвёрки». Это если по школьной пятибалльной системе.

Он объяснил, что существует пять основных критериев оценки:

1) некомфортное пребывание в учреждении,

2) сложность записи к врачу,

3) очереди в регистратуру и далее,

4) необходимость расходных материалов,

5) доступность диагностики (сдача анализов и т.д.)

- Поймите, я не врач, - добавил Виктор Николаевич. – Я не оцениваю медицинские параметры. Но организацию обслуживания оценить могу, причём с точки зрения пациента, который не хочет стоять в очереди.

Он вспомнил, как недавно их группа побывала в Иркутске, где на первом этаже поликлинике были расположены подряд четыре кабинета участковых терапевтов. В тесном коридоре не протолкнуться, кругом конфликты, споры за место в очереди, кашель, перенос инфекции. А на втором этаже, где располагался кабинет главврача, его заместителей и узких специалистов – тишина и покой. Неужели нельзя перераспределить кабинеты? В другом городе перед началом учебного года вдруг ушли в отпуск сразу четверо специалистов, которые должны выдавать справки в школы и детские сады. Им что же, нельзя было распределить отпуска по графику?

В этом отношении Оренбург смотрится лучше. По крайней мере, у нас нет массового ухода специалистов в отпуск и на больничный. Зато записываться на приём к узким специалистам в поликлиниках областного центра надо за месяц. Сейчас, к примеру, на приём к эндокринологу или неврологу люди записываются на середину декабря.

В районных больницах Шарлыка и Саракташа проблемой стала система вентиляции. Люди жалуются на то, что невозможно дышать в непроветриваемых коридорах, где скапливается очередь.

От кухонной плиты - к стойке регистратуры

Галина Зольникова с оценкой, в принципе, согласилась. И объяснила, что основные проблемы медицинского обслуживания у нас, как и во всей стране связаны с недостатком, во-первых, специалистов, а во-вторых, средств.

Впрочем, с первой бедой мы ещё как-то успеваем сладить. Вот в этом году, к примеру, в первичные учреждения пришли 180 врачей. И участковые, и узкие "спецы". Практическим навыкам их сейчас обучают старшие более опытные коллеги. И только через год будет виден эффект.

А вот что касается работников регистратур, то 600 из них в этом году прошли обучение у оренбургских профессоров, причём не только профессиональным навыкам, но и умению общаться с посетителями, этикету и стрессоустойчивости. Кстати, этой новой науке будут теперь обучаться сотни работников регистратуры.

- Некоторые из них не имеют не просто высшего, но и среднего профессионального образования, - тяжело вздохнула министр. – Бывали случаи в отдалённых районах, когда в регистратуре работали отставные повара, чуть-чуть обучившиеся элементарным навыкам. Как правило, опытные регистраторы с трудом осваивают новые компьютерные технологии. И смотрят в монитор дольше, чем на пациента. Был случай, когда я, не прерывая работника, просто ожидала, когда она поднимет глаза на очередника. Представьте, когда через несколько минут она всё-таки оторвалась от монитора, перед ней стояла министр.

Есть и такие проблемы, как медленный интернет, особенно в сёлах. Или несоответствие друг другу разных программ. Врачам надо переходить на электронные карты, а они не могут обменяться данными. Поэтому сейчас оренбургский минздрав полностью переходит на одного провайдера, который будет нести ответственность за подключение каждой районной больницы. Чтоб любой житель области мог записаться на приём, не выходя из дома.

Кто кого дискредитирует?

Контролёры, как и старые солдаты, обычно не знают нежных слов.

- Мы могли бы дать исключительно положительную оценку, - усмехнулся Виктор Рожков. – Но кто в неё поверит, если завтра в поликлинике снова будет очередь, особенно – на сдачу анализов крови. Есть в Оренбурге такая проблема. Или если к узкому специалисту вас запишут на январь. Недавно в одном областном центре была дана прекрасная независимая оценка качества поликлиники. А через пару недель роспотребнадзор добился её закрытия по вполне реальным показателям. Ну, и кто кого в таком случае дискредитирует?

- Да, - согласилась Галина Зольникова. – Встречать комиссии мы умеем. Помню, как через пару дней после приезда премьер-министра Дмитрия Медведева на открытие нашего перинатального центра я вновь заехала туда. И обратила внимания, что куда-то делся кулер с водой для пациенток. Так вот представьте, мне понадобилось приложить усилия, чтобы вернуть его назад из начальственных кабинетов! И всё-таки, считаю такие проверки явлением положительным. По крайней мере, будем знать, что ещё следует сделать, чтоб пациентам было комфортно. С народным фронтом мы всегда сотрудничаем. Просто, как сказал сегодня наш вице-губернатор, «главное, чтоб количество проверяющих не превысило количество работающих». А четыре с минусом – оценка хорошая.

"