Posted 8 сентября 2019,, 15:39

Published 8 сентября 2019,, 15:39

Modified 17 октября 2022,, 16:23

Updated 17 октября 2022,, 16:23

Губернаторская водка и протезы челюстей: какие изобретения регистрируют в Оренбуржье

8 сентября 2019, 15:39
Если спросить опытного финансиста, какая собственность приносит наибольший доход, то наверняка он ответит — собственность интеллектуальная. Вовремя подсуетившийся автор или изобретатель, зарегистрировавший ценный патент или товарный знак, может зарабатывать на нём миллионы.

В новейшей России институт коммерческого патентования и регистрации интеллектуальных продуктов хоть и существует вот уже 28 лет, но большой массовости пока не получил. Мы, к сожалению (или к счастью) — не США и не Европа, где число разнообразных свидетельств о регистрации товарных знаков, изображений и изобретений достигает десятков миллионов. В тамошние патентные ведомства присылают даже фото яблочных огрызков, «обкушенных» особо художественным способом. Зато не дай Бог кто-то ещё без разрешения автора так же будет грызть фрукт — несчастного любителя яблок затаскают по судам.

Интеллектуальная бедность

Но вернёмся на родную землю. По данным из открытых источников, на физических и юридических лиц в Оренбуржье зарегистрировано 827 объектов интеллектуальной собственности (ИС), разбитых на четыре группы:

  • - изобретения и полезные модели;
  • - товарные знаки;
  • - программ для ЭВМ;
  • - промышленные образцы.

Объектов может быть и больше, так как некоторые из них оренбуржцы регистрировали на фирмы в других регионах, и формально они в нашу региональную выборку не попадают.

Но в любом случае по показателю числа патентов в пересчёте на количество жителей региона мы очень сильно проигрываем ближайшим соседям. Так, например, в Самаре зарегистрировано 4383 объектов ИС при населении области в 3 млн. 193 тыс. человек. В Екатеринбурге и области — 6969 изобретений при населении в 4 млн. 325 тыс. человек.

То есть получается, что мы регистрируем изобретения и товарные знаки на новые продукты и услуги в три раза реже, чем жители Самарской области и в четыре раза реже — чем жители Екатеринбурга и Свердловской области.

Сам себе логотип

А какие же изобретения и ТЗ числятся в базе Патентного ведомства РФ за оренбургским авторством? Всё зависит от категории — например, в «Промышленных образцах» — всего два патента. Первый — это футляр-сувенир для пухового платка «Паутинка» в четырёх различных вариантах исполнения. Автор — Игорь и Людмила Дмитрачковы. Можно с большой долей вероятности предположить, что это бывший помощник бывшего губернатора Оренбургской области Алексея Чернышева Игорь Владимирович Дмитрачков и его супруга. Ну что же, довольно креативно.

Второй образец — знак-эмблема «Водоканал Оренбург», изготовленная из металла. Не путать с товарным знаком — он зарегистрирован отдельным патентом, а в данном случае речь идёт именно о выполненном «в натуре» художественном элементе. Признаться, мы так и не нашли, где висит такой чугунный знак, может быть, в музее водоканала?

Да, мы точно не Екатеринбург, где промышленных образцов зарегистрировано больше сотни. И это не футляры для платков, а, например, силовые шкафы и высоковольтные силовые разъединители. Но уж, как говорится, чем богаты.

Зато в Оренбуржье настоящее раздолье фантазии авторов в части торговых марок и логотипов. Чего тут только нет — от водки «Оренбургский губернатор» до личных лейблов стилистов и модниц. Ну, а почему бы, собственно, и нет? Каждый может нарисовать стилизованного себя самого и зарегистрироваться в Патентном ведомстве. Сам себе товарный знак!

Кстати, всего товарных знаков у нас зарегистрировано на оренбуржцев 356 штук. Однако нужно учесть, что часть из них уже де-факто «мёртвые». Фирмы, которые когда-то ими владели, обанкротились и были ликвидированы. Помните, например, магазины «Орбита»? А некогда крупнейшее областное пассажирское предприятие «Оренбургавтотранс»? Автобусы с его логотипами до 2002 года бегали по всем межмуниципальным дорогам, перевозили тысячи пассажиров. Предприятия давно нет — а логотип в базе данных зарегистрированных трейд-марок остался. Правда, никому теперь уже не принадлежит — любой желающий может перерегистрировать на себя.

Кстати, цена вопроса регистрации торговой марки через специализированную фирму — примерное 40 тысяч рублей и срок ожидания месяц. Можно сделать и дешевле, но документы придётся собирать самому и ждать до 3 месяцев. Существует процедура и сверхбыстрой регистрации, за пять дней — если есть, например, опасение, что конкурент перехватит лейбл. Но оно стоит дороже — не менее 65 тысяч рублей при обращении через фирму.

Вас ист квас?

В разделе изобретений и полезных моделей очень много патентов, владельцем которых является Оренбургская государственная медицинская академия. Это в области — бесспорный лидер по объёму зарегистрированной интеллектуальной собственности. Здесь и методики выявления заболеваний, и новые приёмы терапии, и даже чертежи титановых мини-пластин для восстановления раздробленной в результате ДТП или иных травм нижней челюсти.

Довольно много патентов принадлежит так же газовикам и нефтяникам — в основном это новинки в области добычи и разведки углеводородов.

На третьем месте — Аграрный университет, где тоже немало патентов в области усовершенствования животноводства и растениеводства.

Что же касается изобретателей — физических лиц, то одним из самых богатых на личные патенты является известный оренбургский учёный-эколог, врач, профессор Марк Цинберг — у него их более трёх десятков. Кроме серьёзных работ, к примеру, о доочистке воды от трудноокисляемых органических веществ, у Марка Беньяминовича есть и патенты менее серьёзные. Например, с рецептом кваса.

Впрочем, в жаркий оренбургский июльский полдень ещё большой вопрос, что актуальнее — чистая вода или литровая кружечка ледяного, шипящего кваску.

Эх, прокачу!

В разделе «Программы для ЭВМ» у оренбургских авторов ИС — 28 патентов. Скудненько, особенно если учесть, что у екатеринбуржцев, например, их целых 386 — в 12 (!) раз больше.

Зато именно у нас в Оренбуржье была разработана и запатентована система электронных платежей e-Money Service, хорошо знакомая тем, кто пользуется для оплаты услуг или пополнения баланса телефона терминалами-"тумбами». С 2016 года программой владеет некое Silvervale Alliance LLP, зарегистрированное в Лондоне, Великобритания. Это крупнейший цифровой стартап — выходец из нашего региона. Ведь можем же, когда захотим!

Весьма любопытны и два патента на программные комплексы для управления автотранспортным предприятием и расчётом затрат перевозки пассажиров, написанных депутатом Оренбургского городского совета Александром Шмариным. Это, кстати, уникальная разработка — программных аналогов именно для частного транспорта в России просто нет.

А самой полезной запатентованной программой мы бы назвали разработку ГБУ «Центр интернет-технологий» — информационную систему для сбора сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих и членов их семей. Как говорится, проверяющего ты ещё можешь подкупить или как-то с ним договориться, а вот с компьютером — никогда.

Так держать, изобретатели!

"