Posted 8 июня 2020,, 06:02

Published 8 июня 2020,, 06:02

Modified 17 октября 2022,, 17:22

Updated 17 октября 2022,, 17:22

Рожки да ножки. Как провалился мясной мегапроект Корпорации развития Оренбуржья

8 июня 2020, 06:02
Оренбургская область имеет колоссальный аграрный потенциал, особенно это касается в части разведения мясных пород крупного рогатого скота. Семь лет назад в регионе стартовал уникальный мегапроект, который должен был резко увеличить производство говядины до 2021 года. Но итоги его оказались неутешительны.

Речь идёт о Мясной корпорации «Меркурий», которая была создана в 2013 году на базе в селе Чёрный Отрог Саракташского района. Одним из участников проекта стала и АО «Корпорация развития Оренбургской области» (КРОО), вложившая в него 79,5 миллионов бюджетных рублей.

Но — обо всём по порядку.

Парла итальяно?

Саракташский район как центр мясного скотоводства крупного рогатого скота стал всерьёз рассматриваться в конце 2000-х, когда крупная итальянская продовольственная корпорация Inalca — GRUPPO CREMONINI именно там выбрала площадку для строительства мясоперерабатывающего комплекса «Оренбив» (Orenbeef).

Современный мясокомплекс был построен и официально запущен в эксплуатацию в октябре 2014 года. Продукция его — разделанная брикетированная говядина и фарш из неё оказалась чрезвычайно востребована. В частности, черноотрожское мясо в больших количествах закупает для своих бургерных котлеток сеть ресторанов McDonald`s, ORENBEEF — один из крупнейших его поставщиков. Довольно приятно видеть на упаковке бургера где-нибудь в Санкт-Петербурге надпись, что ты кушаешь мясо, произведённое у тебя на малой родине, в Саракташском районе.

Правда, оренбургским это мясо назвать можно лишь с большой натяжкой. Дело в том, что комбинат «Оренбив» способен в год разделывать до 100 тысяч говяжьих туш. Однако в Оренбургской области поголовье крупного рогатого скота — около 500 тысяч голов, из которых половина — дойное стадо, которых на убой пускать нельзя. Остаётся около 200 тысяч пригодных к убою. Но при том племенного фонда, действительно высококачественных мясных пород лишь около 35 тысяч.

Неудивительно, что ещё на этапе строительства «Оренбива» родилась идея создать мощную мясную компанию, которая занималась бы разведением бычков. Она стала бы первым звеном в выстраиваемой цепочке: откорм — разделка — переработка — крупный покупатель, который практически любые объёмы продукции заберёт по хорошей цене.

Так и появилась ООО «Мясная корпорация «Меркурий», в которую 332,3 миллиона рублей (80% уставного капитала) вложила московская компания «Холдингпромцентр» и 79,5 млн. (20%) — «Корпорация развития Оренбургской области».

Гладко было на бумаге

Торжественный старт проекта МК «Меркурий» состоялся в конце 2015 года. В 2017-м, во время поездки тогдашнего губернатора Оренбуржья Юрия Берга в Саракташ, ему показали и итальянское предприятие, и оренбургское мясооткормочное. Где обещали выйти в ближайшие три года на показатели в 11 тысяч бычков, которые прибавляли бы в весе по 1,1 килограмму каждый день.

То есть МК «Меркурий» должна была давать почти половину загрузки «Оренбива» и, как говорится, одним махом на треть увеличить поголовье мясного КРС в регионе. Тут и перед федеральным правительством есть чем прихвастнуть, и проблемы деревенской безработицы решить можно.

Кстати, вторую половину мощностей «Оренбива» планировали загрузить сами итальянцы со своих откромплощадок. Это отдельный проект, но про него мы ещё упомянем ниже.

До реперной точки в 2021 году, когда нам обещали явить мега-мясную корпорацию, остаётся ровно 6 месяцев. Напомним, что именно под эти обещания область выделила 79,5 миллионов рублей — на тот момент это почти 2,5 миллиона долларов. Значительная часть этих денег, кстати, была потрачена именно на разработку проектов предприятия. Которое в итоге так и не появилось в заявленных объёмах.

И вот по состоянию на сегодняшний день МК «Меркурий» висит на волоске от банкротства. На компанию подают арбитражные иски, сумма которых уже превышает две годовых выручки предприятия. Один из последних исков — на 26,5 миллионов от конкурсного управляющего НПО «Южный Урал».

Численность же мясного стада МК «Меркурий» на сегодня составляет… чуть более 400 голов. Никакими 11-ю тысячами и близко не пахнет.

Наследие Черномырдиных

Вложение казённых денег в мясную корпорацию ещё в самом начале вызывало много вопросов. В частности, основной владелец ООО «Холдингпромцентр» ещё через одно юрлицо учреждён кипрским оффшором Lertema Investments LTD и зарегистрирован в Лимассоле. Кто был реальным собственником и кому шли деньги, которые обещали потратить на бычков — точно сказать невозможно.

Однако адрес регистрации «Холдингпромцентра» совпадает с адресом регистрации Фонда «Поддержка и развитие», директором которого является Виталий Черномырдин, сын Виктора Степановича Черномырдина.

Почему область вкладывалась в фирму с явно офшорными корнями — вопрос.

— Я не могу комментировать действия прежнего руководства Коропрации развития. Наверное, у него были на тот момент свои соображения, говорит нынешний директор АО КРОО Игнат Петухов.

Между тем и сам Виталий Черномырдин, и ряд контролируемых им предприятий оказались банкротами. А десятки миллионов, выделяемых на развитие — утекли в неизвестность. Повлияла ли на решение о выделении денег в такой «теневой» проект фамилия бывшего премьера РФ? Или были особые договорённости, о которых теперь можно только догадываться?

— Нам достались очень непростые активы. Мясная корпорация «Меркурий» с точки зрения именно агротехнологий показывает неплохие результаты. Заявленного привеса в 1,1 килограмм в сутки они достигли, и для нашей области это отличный показатель. Но в части финансов, конечно, всё плачевно. Мы сейчас пытаемся спасти компанию, вернуть имущество, которое раздавалось в аренду, навести порядок с платежами, — комментирует Игнат Петухов.

Впрочем, глава Корпорации развития не исключает и вариант банкротства МК «Меркурий»:

— Многое было упущено. Банкротство — ещё не конец, хотя доводить до него, конечно, не хотелось бы. Главное сейчас — сохранить технологию и людей, чтобы даже при ликвидации предприятия можно было перезапустить производство. Потенциал района колоссальный, возможностей — масса. Вопрос, конечно, почему это всё так безобразно реализовывалось. Надо наводить порядок.

Справедливости ради нужно отметить, что не всё гладко было и с созданием откормплощадок у итальянских инвесторов. Заявленные в 2017 году планы тоже реализуются с большим отставанием. «Оренбив» сегодня дозагружают привозным сырьём, что, конечно, лишает прибылей оренбургских крестьян.

Смогут ли теперь инвестиции области стать по-настоящему эффективными, и не потекут ли они опять в офшоры? Вопрос всё ещё открытый.

"