Posted 8 февраля 2021,, 06:31

Published 8 февраля 2021,, 06:31

Modified 17 октября 2022,, 17:26

Updated 17 октября 2022,, 17:26

Завод в Башкирии — контракт в кармане. Как оренбургский бизнес заманивают в Уфу

8 февраля 2021, 06:31
После тяжелейшего ковидного 2020 года инвестиционная активность бизнеса постепенно выходит из спячки. 2021–2022 годы нам обещают как время стремительного восстановления после «просадки». И на этом фоне всё активнее встают вопросы конкуренции за инвестора. Оренбургская область её пока с треском проигрывает.

«Да ты просто не был в зоне!»

Мы уже сообщали ранее о том, что Оренбургская область вошла в десятку регионов, где в период пандемии закрылось больше всего юридических лиц. За минувший год мы потеряли 2400 предприятий, причём это нетто-показатель, то есть «открывшиеся минус закрывшиеся».

Чтобы привлечь в регион бизнес и создавать новые компании, в Оренбуржье делают ставки на особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития. Правда, особых прорывов пока там не видно. Да, определённые успехи есть, но о массовом открытии производств и создания рабочих мест, увы, говорить не приходится.

Более того, всё сильнее становится влияние нашего мощного соседа — Республики Башкортостан. Она, словно пылесос, вытягивает капиталы. И всё чаще предприниматели Оренбуржья решают открыть бизнес именно там. Тем более, что регион создаёт такие условия, при которых без территориальной «прописки» юрлица на новой малой родине просто работать невозможно.

Госконтракт «для своих»

Весьма показательная история с «утеканием» бизнеса за пределы Оренбуржья — это строительство завода по производству компонентов для нанесения термопластиковой дорожной разметки. Кстати, весьма маржинальное направление деятельности, которое довольно активно развивается сегодня в России.

В отличие от обычной белой краски, которой рисуют линии на дорогах, термопластиковая разметка представляет собой особую жидкую пластмассу, которую льют специальными машинами на асфальт.

Цена такого «рисунка» более чем приличная — средняя стоимость нанесения километра линии выходит в 118 тысяч рублей. Это в шесть раз дороже, чем краской. Но по техническим параметрам материалов видно, что пластиковая разметка должна держаться на асфальтовом полотне до двух лет без истираний до состояния нечитаемости. А краску истрирают колёсами на участках с высокой интенсивностью движения буквально за несколько месяцев.

Рынок термопластика сегодня — огромный. Так, только Оренбургская область на разметку тратит по полмиллиарда рублей в год. Почти половина этой суммы приходится на пластик, и доля его постоянно растёт.

Однако основными поставщиками этого материала в область и город остаются отнюдь не местные компании. Например, в прошлом году подряд на компоненты для разметки в Оренбурге был выигран фирмой «МаркЛайн» из Ленинградской области.

Совершенно очевидно, что остро встаёт вопрос о собственном производстве термопластика для разметки. И даже инвестор для такого проекта в Оренбурге нашёлся — это уважаемый предприниматель Александр Петайкин, чья строительная компания «Вектор» часто принимает участие в реализации проектов в регионе.

Вот только завод по производству пластика для дорожных нужд с романтическим названием «Азимут» Петайкин решил строить не у нас, а в Башкирии. А конкретнее — в Особой экономической зоне «Алга» близ города Салават, в 220 километрах от Оренбурга.

Случайно или нет, но зарегистрировав проект в «Алге» (где, кстати, планируется создать в среднесрочной перспективе более 2000 рабочих мест) компания «Вектор» Александра Петайкина была допущена к участию в конкурсе на нанесение разметки на дорогах Башкортостана. Цена госконтракта — 646 млн. 800 тыс. рублей. И 4 февраля стало известно, что именно она и стала победителем.

Что любопытно: стартовая цена контракта составила с 647,8 млн рублей. При этом среди участников аукциона были московские ООО «НПО Русавтодор» и ООО «Эксперт». Первая фирма предложила в 5%, вторая — в 8%. А ООО «Вектор» «подвинулась в цене» только на 0,15%. Но контракт достался именно ей, так как в условиях конкурсной комиссиией были прописаны баллы квалификации подрядчика. И именно по этим баллам фирма Петайкина и оказалась в победителях.

Предложение, от которого нельзя отказаться

То, что для ведения бизнеса в Башкортостане оренбургским фирмам настоятельно рекомендуется открывать новые юрлица с местной «пропиской» — не новость. Об этом неоднократно говорили предприниматели. Мол, всё для блага Башкортостана — таков принцип работы местных властей.

Вот ещё один из ярких примеров — крупный дорожный строитель ООО «ГП Дорстрой-Уфа» (ГПДУ), зарегистрированный в Промзоне 2 пригорода Уфы. Между тем коллектив этого предприятия в основном — работники другого дорожного предприятия «Газпромдорстрой» из Оренбурга.

Мы ничего не можем утверждать наверняка, но по странному совпадению именно после регистрации юрлица в Башкортостане компания стала получать подряды на ремонт и строительство дорог в республике. С 2015 года — более чем на миллиард рублей.

При этом то же ООО «ГПДУ» отторговывало в 2019–2020 году подряды на на миллиард рублей и в Оренбурге. Никто из местных чиновников даже и не заикнулся о том, что формально огромные бюджетные деньги забирает компания из Башкирии. Которая там заплатит налоги и покажет обороты в статистике. У нас минус — у них плюс.

И таких примеров — множество. От строительных компаний — до агропромышленных. И ведь чиновников РБ нельзя упрекнуть в том, что они не стараются для своих территорий. Вопросы остаются лишь к нашим — мы-то почему не применяем те же методы? Им можно — нам — нельзя?

«Мы опоздали на пять лет»

Эксперты не сомневаются, что битва за инвесторов, особенно между особыми экономическими зонами со схожим профилем, будет жестокой. На фоне мирового кризиса драка за место на рынке только обостряется. И чем в этой ситуации может ответить Оренбург?

По словам генерального директора Корпорации развития Оренбургской области Игната Петухова, наш регион опоздал с открытием собственной ОЭЗ примерное на пять лет.

— Особые экономические зоны же не создаются по щелчку пальцев за пару месяцев. Это долгая, тщательная, кропотливая работа. Ту же ОЭЗ «Алга» начали создавать ещё в первой половине 2010-х. Тогда было совсем другое окно возможностей, в том числе и по привлечению федерального финансирования для строительства инфраструктуры. Но посыпать голову пеплом не нужно. Да, мы оказались в числе отстающих, пытаемся запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Да, нам теперь придётся за год делать то, что соседи сделали за пять. Но подвижки есть — мы уже подали документы на регистрацию ОЭЗ «Оренбург», есть площадка, есть понимание, куда двигаться. И, кстати, среди резидентов нашей будущей Особой экономической зоны — один из инвесторов, который хочет построить завод современных компонентов для асфальта. Это будет для нас прорыв, так как объёмы дорожных работ в области предстоят колоссальные.

Игнат Петухов отмечает, что в случае с ОЭЗ, конечно, важна и логистика. Нельзя не признать — «Алга» расположена исключительно удачно с точки зрения удалённости от двух крупных городов — Уфы и Оренбурга, примерное посередине. Построив завод там, «закрываешь» поставки сразу на 3-3,5 миллиона населения.

Но и у Оренбурга есть свои преимущества, и это — удачное расположение на трансграничной магистрали, на путях движения товаров из Азии в Европу.

Другой вопрос, что «окно возможностей» для финансирования такой ОЭЗ уже совсем не то, что было в 2010-х. Когда была возможность — не воспользовались. А теперь пытаемся ухватиться за то, что хотя бы осталось.

"