Posted 7 сентября 2020,, 09:22

Published 7 сентября 2020,, 09:22

Modified 17 октября 2022,, 16:57

Updated 17 октября 2022,, 16:57

Квартплата, несовместимая с жизнью. ЖКХ в Оренбурге страдает от долгов и COVID-19

7 сентября 2020, 09:22
Год 2020-й может оказаться одним из самых худших по долговой ситуации в жилищно-коммунальной сфере Оренбурга. Руководители управляющий компаний и председатели ТСЖ уже сравнивают минувшее лето с периодом времён «лихих 90-х», когда хронические неплатежи просто убивали отрасль.

Нынешняя ситуация, конечно, ещё не настолько критическая, но долги населения, растущие как снежный ком, в среднесрочной перспективе могут привести к массовым банкротствам управляющий организаций.

Долг платежом не красен

В городе Оренбурге на сегодняшний день насчитывается более 3,5 тысяч многоквартирных домов, где проживают сыше 430 тысяч жителей. Обслуживают эти дома 318 управляющих компаний, официально внесённых в реестры Госжилинспекции.

Правда, у 28 из них отозвана лицензия: у кого-то из-за нарушений, у кого-то — по причине банкротства. Но можно предполагать, что в ближайшее время число таких проблемных УК только вырастет. За пять месяцев с начала пандемии и введении ограничительных мер компании резко нарастили дебиторскую задолженность. Это происходит на фоне роста неплатежей населения и увеличении расходов на противоковидные мероприятия.

— Если сравнивать с прошлым годом, то рост неплатежей составил где-то примерное 25%. То есть да, можно говорить, что каждый четвёртый-пятый житель перестал платить квартплату, — комментирует руквоводитель УК «Радужная» Никита Лапшин.

Его слова подтверждает и экс-директор УК «Гамма» Виталий Кукушкин: по его информации, неплатежи выросли примерное на 20-22% процента по сравнению с летом 2019 года.

— Не платят причём даже те, кто отнюдь не самый бедный. Просто кто-то запустил слух, что государство спишет все долги на фоне коронавируса и в новый, 2021 год, все пойдут с «нулевыми» квитанциями, — объясняет Лапшин.

В итоге даже те, кто может оплачивать ЖКХ, попросту перестали это делать. При этом требования по проведению работ по ремонтам и благоустройству выдвигают прежние.

— Мы и раньше работали с минимальной рентабельностью, каждую копейку, что жители заплатили — тут же тратили на текущие ремонты, подготовку домов к зиме, формировали «снежные» фонды — на уборку и вывоз снега, чистку льда. В этом году урезали всё. И что самое тревожное — не можем сформировать запасы ресурсов как раз для беспроблемного прохождения зимы, — комментирует Никита Лапшин.

При этом закон сейчас защищает должников: невозможно начислять и взыскивать пени за просрочку. Государство вводило такие ограничения, мотивируя их заботой о людях, попавших в сложную ситуацию из-за пандемии. Но фактически получилось, что эти проблемы были просто переложены на плечи «управляек». Эдакая благотворительность за чужой счёт.

«В жилу» оказался злостным неплательщикам и вступившие в силу с 1 сентября правила упрощённого банкротства. Фактически человек может жить в квартире и годами ничего не платить, а затем объявить себя банкротом через МФЦ — и всё, долги с него спишут. Закон при этом запрещает изымать и продавать единственную квартиру (если только она не в ипотеке).

Но по факту получается, что долги банкрота никуда не деваются. И их в итоге оплатят честные соседи, которые вовремя рассчитываются по квартплате.

«Напшикали» на полмиллиона

На фоне падения сборов с населения у УК выросли и незапланироанные расходы. В первую очередь — на санитарную обработку подъездов, в которых были выявлены заразившиеся коронавирусом.

— Принцип тут простой: приносят тебе предписание Роспотребнадзора, и ты мгновенно должен его исполнить, обработать подъезд антисептиками. Но не самостоятельно, а обязательно привлекая подрядную организацию, так как нужно получить акт. Та, в свою очередь, работает тоже не бесплатно. По нашими домам только за апрель–июнь за обработку нам выставили счетов на 380 тысяч рублей. Для нас это очень крупная сумма, — рассказывает директор управляющей компании «Просторная» Нина Повельева.

Поначалу вроде как шли разговоры, что затраты УК на дезинфекцию будут компенсировать из бюджета. Но город от таких затрат открестился, перевалив всю ответственность на федералов. Однако пошёл уже шестой месяц, а ни копейки денег из казны жилищники так и не получили.

— Теперь говорят, что в конце года якобы будет расчёт. Возможно, и так. Но деньги-то дезинфекторы с нас требуют немедленно, а не когда-нибудь потом, когда Москва раскошелится (если это вообще произойдёт), — недоумевают жилищники.

Передел коммунального пирога

Сложная финансовая ситуация в сфере ЖКХ приводит к переделу рынков: в условиях падающих доходов собственники УК пытаются максимально снизить расходы и «выжать» максимум прибыли.

Так, например, сразу пять жилищных компаний Оренбурга будут ликвидированы как самостоятельные юридические лица и вольются в московское структурное подразделение Группы компаний «ПИК». Процесс реорганизации уже запущен 26 августа. Частью столичного холдинга ПИК КОМФОРТ станут оренбургские УК «Гамма», УКЖФ «Дельта», УК «Русь», УК «23 микрорайон», УЖФ «Восточная».

По словам бывшего директора «Гаммы» Виталия Кукушкина, который уволился из компании незадолго до начала процедуры объединения, новые собственники существенно уменьшили расходы на текущие ремонты.

— Нам обещали крупные инвестиции, вложения в модернизацию жилого фонда, инфраструктуру. Вроде же как столица, денег в Москве много, мы верили. Но на практике всё оказалось не так, — говорит он.

По словам экс-управляющего, из тарифа за квадратный метр, которые платят люди, нужно направлять на текущий ремонт никак не меньше 7,5 рублей, а лучше — 10 рублей для того, чтобы дом можно было содержать в хорошем состоянии и проводить обновления основных фондов.

Если из тарифа оставить на текущий ремонт только 6 рублей из тарифа в пересчёте на «квадрат», то это будет означать поддержание инфраструктуры дома в более-менее работоспособном состоянии, но не более. Об обновлениях можно забыть.

При расходах менее 3 рублей будет идти деградация — сети изнашиваться, кровли разрушаться… А этой суммы хватит только на то, чтобы забить деревянный «чопик» в текущую трубу или замазать кое-как мастикой с кузбасслаком место течи на крыше. Авось, до следующего крупного дождя и хватит.

Объединение пяти компаний приведёт к появлению супергиганта на рынке города с годовой выручкой более чем в 600-700 миллионов рублей. Но сколько из этих миллионов реально останутся в Оренбурге? По информации 56orb, просчитывалисяь варианты оставить на домах на текущие ремонты только по 2-2,5 рубля из тарифа за квадратный метр. Решение ещё не принято, но в случае его одобрения московскими акционерами - грядёт просто деградация жилого фонда.

Неудивительно, что на этом фоне обостряются коммунальные войны: часть домов хотят уйти из обслуживания структурами ПИКа, проводятся собрания, льётся компромат и идут судебные заседания. Сферу ЖКХ в городе откровенно трясёт.

И первые итоги этого "жкх-трясения" могут всплыть уже грядущей зимой, особенно если она выдастся морозной и снежной. Шквал жалоб на заваленные дворы, скользские подъезды, продуваемые межпанельные швы и капающие в оттепель крыши - гарантированы.

"