Posted 6 октября 2017,, 05:50

Published 6 октября 2017,, 05:50

Modified 17 октября 2022,, 15:58

Updated 17 октября 2022,, 15:58

Станкостроение-2017: перезагрузка на 62 миллиарда

6 октября 2017, 05:50
Торгово-промышленная палата Российской Федерации намерена серьёзно усилить работу по стимулированию одной из ключевых для развития страны отраслей – станкостроения. Соответствующие рекомендации направлены в Правительство и Минэкономразвития РФ.

Для Оренбуржья это отличная новость, ведь некогда наш регион был в лидерах по выпуску станков и оборудования на Южном Урале.

Эхо войны

Как и почти вся отрасль машиностроения, база для выпуска станков и прессового оборудования была заложена в нашей области еще в годы Великой Отечественной войны. С 1941 по 1944-й в тогда ещё называвшуюся Чкаловской область поступило оборудование более 90 эвакуированных промышленных заводов почти со всей страны.

Выгодное географическое положение на важнейших транспортных магистралях, связывающих Центральную Россию, Поволжье, Урал с Сибирью, Казахстаном и Средней Азией обеспечивало широкие возможности для кооперирования машиностроительного производства региона, а также сбыта готовой продукции. К началу 90-х годов станкостроение являлось одной из ведущих отраслей области, в которой работал каждый пятый занятый в промышленном производстве оренбуржец.

Крах «лихих 90-х»

Развал страны и разрыв кооперационных связей стал тяжелейшим ударом для станкостроителей. Только за первые пять лет «новой России» доля отрасли в структуре промышленности региона сократилась почти в три раза, утверждают эксперты.Что происходило в отрасли дальше, сказать сложно. Начиная с конца 90-х в статотчётах исчезает даже сама строчка «станкостроение»: из-за ничтожности объёмов эти данные присовокупляют к машиностроителям и выпуску электротехнического оборудования. Конкретно по выпускавшимся станкам статистики нет.

- Печально, что сегодня говорить о прежней мощи станкостроительных предприятий никак не приходиться. Из более стоящих на ногах, на мой взгляд, можно отметить ПО «Стрела». Более подробно с приведением статистики сказать не получится, потому что даже в профильном министерстве нет развёрнутой информации и анализа. Делала запрос, ответ отрицательный, поясняет зам. председателя комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Законодательного Собрания Оренбургской области Оксана Набатчикова.

Как поясняет профессор, доктор технических наук кафедры технологии машиностроения, металлообрабатывающих станков и комплексов ОГУ Александр Поляков, одним из крупнейших станкостроителей не только в регионе, но и на Южном Урале считался ОАО «Орстан». В советское время он выпускал до 2000 станков в год.

Теперь завод занимается непрофильной деятельностью – литьем, поясняет профессор.

Ирония судьбы – там, где раньше выпускали сложнейшие агрегаты, теперь льют кладбищенские оградки…

Первые жертвы кризиса

Одной из причины упадка станкостроения эксперты называют отсутствие своевременных инвестиций.

- Частные российские компании инвестировать в спасение отрасли в свое время не хотели, а для иностранцев не было никакого резона вкладывать в производство станков: выгоднее продать свои, да ещё и зарабатывать на обслуживании, - говорит Александр Поляков.

Есть и еще причины спада основных экономических показателей станкостроения. Так, по словам генерального директора ОАО «Орстан» Ивана Чапалды, после смены модели экономики с госплана на рыночные условия станкостроительная отрасль первая попала под удар.

- Если у предприятия туго с деньгами, оно старается «выжать» максимум из имеющегося оборудования, новое не заказывает, - объясняет эксперт. - К тому же шёл откровенный демпинг из-за рубежа, на который власть смотрела сквозь пальцы. Страну фактически подсадили на станочный импорт!

Впрочем, были в новые времена и периоды отдушин.

- Некоторое оживление мы почувствовали в 1998 – 2007 годы. Нижней точкой стал посткризисный 2009 год, когда количество изготовленных станков достигло исторического минимума. Развитие пошло в обратную сторону, - говорит Иван Чапалда. – В лучшие времена наш завод отгружал станки за рубеж: в Германию, Индию, Японию, Турцию, всего - в 56 стран. Но вот уже пять лет как ни одной дальней экспортной поставки нет, иногда только - в страны ближнего зарубежья. И если еще 10 лет назад мы выпускали до 100 станков и продавали 35 – 50 штук в год, то сейчас спрос сильно упал: реализуем 12-15 станков, причем не вновь созданные, а из запасов двух-трехлетней давности. Завод сегодня занят в основном модернизацией электрооборудования, ремонтом, установкой новых защитных средств в соответствии с современными требованиями на станки.

Производственники признаются, что в последнее время в связи с санкциями предприятию все труднее доставать необходимые комплектующие с усовершенствованными эксплуатационными качествами, то, что в России либо не производят, либо производят низкого качества.

- Есть и другая проблема. Если находим нужные нам детали, получаем их по завышенным ценам: цепочка от производителя до потребителя сопровождается многочисленными наценками посредников, - констатирует директор ОАО «Орстан».

Вектор развития

Впрочем, то, что отрасль снова станет одной из наиболее важной в стране, верят сами производственники и эксперты.

Возрождение станкостроения в регионе, конечно, возможно! Каким отсталым в плане машиностроения был Китай в те же 80-е и, какая эта страна сегодня! Наши люди ничем не хуже,уверен Георгий Заруцкий.

- Если говорить про потенциал, конечно, он есть. Потребность в станкостроении, в машиностроении, приборостроении. Это и было бы реальным импортозамещением и развитием экономики, - считает Оксана Набатчикова.

Как ни парадоксально, но мощным импульсом для развития стала девальвация рубля в конце 2014 года и санкции, введённые западными странами. Запрет на поставку станков и оборудования из-за рубежа привёл буквально к взрывному росту производства собственных, российских агрегатов. С 2014 года отечественное станкостроение растёт ударными темпами.

Свято место пусто не бывает - там, где ушли европейцы со своими санкциями, пришли другие производители с адекватным качеством и стоимостью товара, в том числе российские, говорит Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.

Почувствовали на себе это и в Оренбуржье. Так, неплохо сегодня выглядит ПО «Долина» (город Кувандык), которое специализируется на производстве механических прессов и пресс-ножниц. Только за 2016 год произведено 470 станков – комбинированных пресс-ножниц, лентопильных станков по металлу и прочих. Дешёвый рубль сделали весьма конкурентоспособной кувандыкскую продукцию - сегодня поставки предприятия идут по всему миру.

Между тем объём рынка станкостроения в России сегодня оценивается почти в 70 миллиардов рублей (что сопоставимо с доходной частью бюджета всей Оренбургской области).

- До 2014 года мы ввозили из Европы, преимущественно из Италии и Германии каждый год до 6000 единиц станков. Сейчас ввозим 3000, но зато объёмы производства собственных станков увеличиваются по 12% в год.комментирует Катырин журналистам канала РБК в программе Бизнес-вектор.

Однако возрождение отрасли ещё только в самом начале сложного пути. Так, станкостроители Оренбуржья сегодня испытывают серьёзный дефицит технических кадров.

- Если до 90-х годов на факультет машиностроения мы набирали 150 человек, в том числе будущих станочников, то в 2014 году бюджетных мест на факультет технологии машиностроения было выделено 45, а в текущем учебном году – всего 36 на три (!) специальности кафедры, - говорит Александр Поляков.

А спрос на инженерные кадры, между тем, растёт. Кто будет разрабатывать, проектировать новые станки и агрегаты? Кто собирать? Эксперты уверены: решить эти вопросы без государственной поддержки не получится. Точно так же, как и не достичь стимулирования спроса на отечественное оборудование.

Между тем такие программы господдержки уже работают. Так, из Резервного фонда правительством выделено 3 млрд. рублей.

Один миллиард как раз нацелен на то, чтобы новые партии, пилотные партии товаров субсидировать от 15 до 50 процентов. То есть потребитель может получить до 50 процентов стоимости пилотной партии станкостроения, поясняет Сергей Катырин.

Производство собственных станков - это вопрос стратегический. Вопрос оборонной безопасности.

- У России просто нет другого пути, кроме как развивать эту отрасли ударными темпами, - уверен профессор Поляков.

"