Posted 6 сентября 2018,, 05:42

Published 6 сентября 2018,, 05:42

Modified 17 октября 2022,, 16:14

Updated 17 октября 2022,, 16:14

Как сделать так, чтобы школьная пора не стала сплошным разочарованием?

6 сентября 2018, 05:42
Осень у многих людей ассоциируется со стрессами из-за возвращения с отпусков, начала учебного года и завершения летних развлечений. Как быстро настроиться на позитивный лад и не унывать рассказал оренбургский психолог.

У специалиста из областного центра медицинской профилактики Юлии Карабаевой в начале сентября сменился круг пациентов. К психологу стали обращаться родители, обеспокоенные началом учебного процесса у детей и пожилые люди, страдающие от одиночества.

Осень- традиционно вызывает у многих унылое состояние, которое может привести к стрессам а затем и к депрессиям, отмечает специалист.

- Противострессовая профилактика должна проводиться круглогодично. Многие доводят состояние до депрессии, после чего приходиться им принимать лекарства. И если человек раньше не заботился о своём хорошем настроении - начинать нужно с маленького. Следует наполнить свою жизнь яркими эмоциями и впечатлениями. К примеру осваивать новое хобби, находить новое увлечение. Например, устраивать месяц выпечки, изучать несложные рецепты, радовать вкусностями своих близких.

В Оренбурге открыто огромное количество открылось магазинов для хобби, где можно присмотреть себе новое занятие, отмечает Юлия Карабаева.

- Когда человек занят, то у него не остается времени на негативные мысли. Чтобы не доводить состояние до тяжелых последствий, нужно взять жизнь в свои руки и посвятить себе время.

Как уже ранее говорила Юлия, оренбуржцам нужно научиться уделять себе время. 3-4 часа в день в идеале. Полчаса-час- минимум. Это время следует потратить на хобби, спортивную тренировку или чтение книг. Не рекомендуется проводить время за телевизором.

Частыми гостями у психолога становятся родители, которые не могут организовать нормальный график для школьника и себя. Это приводит к тому, что семья допоздна засиживается с ребёнком за учебниками а утром все просыпаются разбитыми.

- Для многих преподавателей обычная картина в сентябре - ребята полусонные сидят на уроках, и еле схватывают информацию. и им пока довольно сложно адаптироваться, и учиться в таком случае не особо интересно в школе. Когда он приходит домой, вместо того чтоб сесть за уроки, он дремлет, а после до часу ночи вся семья учит уроки со скандалами и нервами- такого быть не должно.

Говоря о распорядке дня — он должен быть постоянным, что зимой, что летом, весной и осенью. Составляя его, детям можно делать небольшую поблажку в пару часов на развлечения, но следует придерживаться жёсткого режима. В итоге это поможет быстро войти школьнику в учебный ритм.

Не стоит забывать и о режиме сна. Ребёнок должен спать минимум- 7-8 часов. Для уроков лучше выбирать дневное время после учёбы. После чего школьник может посвятить себе несколько часов и вовремя лечь спать.

Некоторые родители закатывают настоящие скандалы из-за плохих отметок в школьном дневнике. Школьникам такие разборки не прибавляют уверенности в себе и к учебному процессу он будет относиться со страхом, а не любопытством.

- В любой деятельности с ребёнком важна благоприятная атмосфера, на которой выстраиваются доверительные отношения. Бывает так, что он приводит плохую отметку и говорит, что преподаватель докопался, а на самом деле ребёнок просто плохо подготовился. Здесь нужна мотивация на успех, он должен понять, что если он учится- то молодец. Он должен быть уверен в том, что если у него что-то не получается, родители могут его поддержать, чтобы ребёнок не опускал руки.

Если же ребёнок получил плохую отметку, то прибегать к запугиваниям, угрозам и шантажу нельзя. А при получении "пятёрки" школьника нужно поощрить. Например, устроить семейный отдых. А вот чисто материальных поощрений следует избегать, отмечает специалист.

Однако, не все дети в оренбургских школах отличники. У одних есть предрасположенность к быстрому усвоению всех предметов, у других душа лежит лишь к некоторым. В таких случаях не следует "выжимать из ребёнка все соки", чтобы он стал отличником. Это повод обратить внимание на его загрузку.

- Программа для школьников сегодня сложная, нагрузка огромная. За день ребёнок получает большой объём информации, которую необходимо усвоить. Мы сталкиваемся с тем, что у ребёнка шестидневка, плюс к основным занятиям он посещает 3-4 кружка. Родители должны смотреть, не слишком ли тяжело ребёнку. Если так будет продолжаться то у ребёнка будет выгорание- он потеряет интерес к учёбе и кружкам. Секция или кружок- очень рекомендуются, но нужно смотреть по тому, как школьник справляется с основной нагрузкой.

Здесь также следует поднять вопрос и о том, следует ли ребёнку учиться после 9 класса. Если он не справляется с программой старших классов, не нужно его заталкивать в коммерческие институты с ещё более сложной программы, лучше позволить ребёнку уйти после 9 класса и пойти учиться в колледж. Там он будет учиться в удовольствие, чтобы у него была интересная жизнь и он уделял время учёбе.

Чем должен заниматься школьный психолог, а чем родители?

Вопрос обеспечения школ психологами остро встал в январе текущего года. 19 января, подросток с топором напал на семиклассников школы №5 в военном городке Сосновый Бор под Улан-Удэ. Учащийся девятого класса закинул в кабинет русского языка и литературы бутылку с зажигательной смесью. В это время там проходили занятия учеников седьмого класса. Испугавшиеся дети начали выбегать из кабинета, а за дверью их ждал подросток с топором. В больницу в тот день попали семь человек, одна девочка долгое время находилась в коме.

В связи с этими случаями заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина сообщила о том, что в России откроется специальный центр координации развития психологической службы в системе образования.

- Мы говорим о создании центра, который будет координировать работу, развитие психологической службы в системе образования. Важным является регламентация нового функционала, который появится у школьных психологов, в том числе и через анализ тех событий, которые произошли в Перми и Бурятии, – сказала заместитель главы Минобрнауки России.

Сегодня, по мнению Юлии Карабаевой в некоторых школах не совсем понимают задачи школьного психолога. Более того, руководство не знает как с пользой использовать новую кадровую единицу.

- Руководство не всегда адекватно относится к этой должности и не всегда поддерживают этой должности. И не всегда поддерживает работу психологов. Но они необходимы, ведь они ведут коррекционную индивидуальную работу со школьниками. Он необходим, чтобы предупредить травлю в классах. Я считаю, что важны просветительские мероприятия в школах. Ведь чем раньше мы начнём воспитывать детях моральные качества, тем лучше. Более того, психолог может объяснить, что класс -это одно целое, и здесь нужна взаимная поддержка, можете помочь своим сверстникам. Такие моменты, что хорошо а что плохо- было бы замечательно освещать.

Граница между обязанностями психолога и родителей размыта, считает Юлия. Они должны работать сообща. Если родителям позвонил школьный психолог, последним нельзя упускать эту ситуацию, отмечает специалист.

В идеале же психолог в школе должен проводить тренинги с классом.

- Занятия на сплочение класса помогут раскрыться одноклассникам. Это позволяет детям показать положительные качества, так школьники будут лучше знать друг-друга. Также тренинги помогают детям адаптироваться к различным ситуациям. Однако, у нас дети негативно относятся к подобным занятиям. Им не комфортно на них. А вот беседа с элементами тренинга воспринимается хорошо детьми.

После непростой рабочей недели весей семье необходим хороший отдых. Однако и здесь не следует забывать о некоторых правилах.

- Режим дня не должен сдвигаться. Например нельзя спать до 3 часов дня. Важно уделить время совместному занятию, будь то поход по магазинам или в кафе. Сегодня многие ходят семьями в торговые центры, где есть развлекательные площадки. Но занятия должны быть сориентированы на всех членов семьи. Это даже может быть простая прогулка в парке. Можно просматривать семейные фильмы с какой-то моралью, играть в настольные игры.

"