Posted 5 июня 2020,, 13:33

Published 5 июня 2020,, 13:33

Modified 17 октября 2022,, 17:21

Updated 17 октября 2022,, 17:21

Мёртвый сезон. Туризм в Оренбуржье потерял более 80% персонала и 5 млрд. рублей

5 июня 2020, 13:33
Из-за коронавирусных ограничений в той или иной степени пострадали практически все предприятия и всех отраслей экономики. Но туризм, как внутренний, так и внешний, определённо можно считать самым пострадавшим направлением.

Эксперты уже говорят о полном крахе нынешнего сезона и как минимум трёхлетнем периоде восстановления. На практике же всё может оказаться ещё хуже.

Тысяча — «под нож»

По официальным данным в отрасли туризма в Оренбурьжье занято около 15 тысяч человек, которые официально проходят по штатным спискам 965 компаний, имеющих в своих учредительных документах ОКВЭД на туристическую и рекреационную деятельность.

Из них 211 фирм используют туризм как основной вид своей работы. На двухмиллионную область с большими просторами, крупнейшим водоёмом Южного Урала и уникальными солёными озёрами, мягко говоря — немного.

Но даже эти цифры, приведённые по состоянию на конце 2019 года, можно считать безнадёжно устаревшими. Эксперты считают, что коронавирус убил уже добрую половину этих юридических лиц. Просто в связи с мораториями на банкротство и нерасторопностью статистики реальных разрушительных последствий самоизоляции и ковидных ограничений мы ещё не видим.

— Да, мы ожидаем закрытия порядка половины турагентств, банкротства небольших санаториев и фактический крах отрасли в этом году. По нашим данным, 80% персонала агентств уже уволились, так как надо кормить семьи, а с середины марта туризма уже нет. Причём никакого — ни внешнего, ни внутреннего, — комментирует заместитель председателя Комитета по развитию туризма Союза ТПП Оренбургской области Владимир Гетман.

Потери отрасли при этом посчитать очень сложно. Только недополученных агентских комиссий и только за апрель, месяц не самый сезонный, насчитывается в сумме порядка 50 миллионов рублей.

А если приплюсовать куда более активный в плане выезда май и уж тем более июнь — суммы прямых потерь в регионе будут под 600 миллионов. Чуть больше, по оценкам комитета — потери местных санаториев. Но это всё капля в море по сравнению с недополученной выручкой главного туристического объекта Оренбуржья — курорта Соль-Илецк. По подсчётам экспертов комитета, сюда приезжают в сезон порядка 2,5-3 миллионов туристов и оставляют около 10 миллиардов рублей.

Теперь можно сказать — оставляли. Как назло, летняя жара в Оренбуржье началась в этом году на две недели раньше обычного, уже к середине мая пляжи на озере Развал и Тузлучное были бы полны народа.

Но теперь уже очевидно: вылетел не только май, но и июнь. И даже если курорт откроют в июле, поток уже не восстановится. Ведь нужно время для бронирования, заказа путёвок, да и планы резко скорректировать мало кто может.

Трудности перехода

Любопытно, что на этом фоне практически никаких мер по спасению конкретно туротрасли власти не предпринимают. Нет, на общих основаниях можно воспользоваться льготами или оформить беспроцентные кредиты на зарплату. Но вот чёткого понимая, что индустрия отдыха и восстановления оказалась в числе тех, кто просто уничтожен коронавирусом, нет. Как нет и плана её спасения.

— Коронавирус ударил, как назло, в самое неподходящее время. В конце прошлого года было расформировано региональное Министерство спорта и туризма Оренбургской области. Туристическое направление было передано в ведение Минэкономразвития, однако «переход полномочий» завершить толком так и не успели. Грянули все эти карантины и самоизоляции, — говорит Гетман. — Прежнего ведомства уже нет, а новое ещё не приступило к полноформатной работе. Удивительно, конечно: найти сотни миллионов на Министерство цифрового развития и не найти ни копейки на туризм!

Впрочем, доля вины в том есть и самих предпринимателей, ведущих деятельность в сфере туризма. До сих пор львиная доля денежных потоков здесь идёт неофициально. Соответственно, бюджет с них ничего не получает — доля доходов казны от этой отрасли менее половины процента. В том же Соль-Илецке 90% мест для размещения туристов — частный сектор, где деньги отдают «налом в руки» и никто никаких налогов не платит вообще. 10 туристических миллиардов растекаются мимо касс и фискальных счетов.

Санаторно-ковидная карта

Что же касается рекреационного внутрирегионального туризма, то новость о скором снятии карантинных ограничений и постепенном открытии санаториев и профилакториев «вау-эффекта» в Оренбуржье не произвела. По причине того, что этот самый санаторный туризм у нас тоже фактически уничтожен.

В области сейчас числится 11 сравнительно крупных санаториев, да и те, в основном, ведомственные. То есть, они учреждены и работают от крупных предприятий.

Каждый из них перепрофилируется, как может. Например, одно из крупнейших в области многопрофильных учреждений по оздоровлению и отдыху «Самородово» было переоборудовано в COVID-обсерватор. Туда отправляют вахтовиков с нефтегазовых месторождений, которые контактировали с инфицированными коронавирусом. И оплачивают это сами отнюдь не бедные предприятия ТЭК плюс фонды медстрахования.

Остальным же приходится реально выживать, и ресурсов остаётся всё меньше.

— Наш профсоюзный санаторий «Гай» небольшой, зимой рассчитан на 35 мест, летом — принимает до 400 пациентов, рассказывает председатель Федерации профсоюзов Оренбуржья Ярослав Чирков. — Но коронавирус нанёс тяжёлый удар. Потери в месяц — порядка 700 тысяч рублей. Персонал сейчас получает фактически половину зарплаты, все ждут открытия сезона 1 июля.

Впрочем, и это тоже не панацея. Меры Роспотребнадзора, которые обязательны перед открытием заезда, просто драконовские. Например, требование не селить в комнаты более 1 человека, за исключением семейных заездов. Это приведёт к тому, что возможности по приёму отдыхающих упадут на четверть. Плюс дополнительная дезинфекция и использование СИЗов.

— Расходы на это всё, как мы посчитали, составят около 500 рублей в сутки на каждого отдыхающего. То есть себестоимость отдыха вырастет где-то на треть, — объясняет Чирков. — Мы хотели воспользоваться господдержкой, взять беспроцентный кредит, чтобы хотя бы зарплату людям платить. Но не получается, так как в учредителях нашего санатория — некоммерческая организация!

Схожая ситуация и у других независимых санаторно-курортных учреждений. Зачастую малейшее несовпадение с ОКВЭДами, установленными указом правительств РФ, уже делает невозможной получение государственной помощи.

— Мы общаемся с трудовыми коллективами, руководителями предприятий туризма, и все говорят в один голос: если отрасль не начнёт работать, если не разрешат открыться с июля, то дальше уже и открываться будет некому. Ресурсы заканчиваются, а людям надо на что-то жить.

Даже при самом благоприятном сценарии восстановление позиций отрасли займёт минимум два года.

При неблагоприятном в Оренбургской области вообще останется только «дикий» и ведомственный туризм. Когда можно будет снять жильё только или у «бабушки в сарайчике», или выписать путёвку в рабочий санаторий.

"