Posted 5 марта 2020, 15:18
Published 5 марта 2020, 15:18
Modified 17 октября 2022, 16:56
Updated 17 октября 2022, 16:56
Американские интернет-гиганты по-прежнему продолжают игнорировать российское законодательство и подвергать опасности пользователей социальных сетей. Эксперты всерьез заговорили о том, что такие крупные компании вполне могут со временем превратиться в целое «государство», которое будет способно вести информационные войны и даже диктовать свои условия.
Не смотря на то, что формально поправки в закон «Об информации…» вступили в силу еще в 2015 году, первые административные решения о повышенных штрафах для иностранных компаний, нарушивших российский закон, были вынесены только в феврале 2020 года.
Зарубежным компаниям дали время, что успеть приобрести мощности хранения на территории страны и перевести на них базы данных. Но делать этого они не спешили. Играть по российским правилам согласились такие гиганты как AliExpress, Google, eBay и PayPal. А вот Twitter и Facebook требования российского законодательства проигнорировали. Мировой суд Таганского района Москвы обязал обе компании в течение 60 дней выплатить по 4 миллиона рублей.
Роскомнадзор подтвердил свою готовность сотрудничать с оштрафованными зарубежными игроками рынка соцсетей и мессенджеров. Впрочем, реакция руководства Twitter и Facebook последовала вполне ожидаемая. В диалог они предпочитают не вступать. Для таких крупных корпораций 4 млн российских рублей — капля в море! Особенно учитывая соотношения курса рубля и доллара.
— Штрафы иностранные компании будут платить в рублях. Сами понимаете, рубль по отношению даже к доллару и евро довольно-таки низко котируется, и поэтому эти штрафы для них крайне незначительны. Та инфраструктура, которую они бы создали на территории России, обходилась бы им гораздо дороже, поэтому проще заплатить штраф, — заявил порталу «Роскомсвобода» генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев.
Кстати, в апреле 2019 года российский суд уже привлекал к ответственности Twitter и Facebook. Правда, тогда штрафы, назначенные корпорациям, оказались смехотворными. Суд обязал Марка Цукерберга выплатить 3 тысячи рублей. Осуждающая реакция общественности не заставила себя ждать. И тогда в Госдуме в срочном порядке предложили повысить штрафы. Согласно декабрьским поправкам, за первое нарушение должностные лица должны заплатить от 100 тысяч до 600 тысяч рублей, юридические — до 6 миллионов. При повторном нарушении компании могут оштрафовать до 18 миллионов рублей. Но даже такие суммы для американских интернет-гигантов, что слону дробина.
А вот соцсеть профессионалов LinkedIn предпочла просто отказаться от работы на территории России. Представители компании не захотели ни подстраиваться под российское законодательство, ни пополнять нашу казну штрафами. LinkedIn отказалась переносить данные в РФ и была заблокирована. При этом россияне могут продолжать пользоваться сервисами, но с некоторыми техническими ограничениями.
Эксперты считают, что в какой-то момент к этому варианту существования придут и все остальные компании. Подтвердил эту мысль в 2019 году и сам основатель Facebook.
— Если мы будем строить там свои центры, а не просто кэшировать нечувствительные данные, то им будет намного проще получить доступ к информации. Поэтому лучший способ защитить данные — не хранить их вовсе, — писал Мрак Цукерберг.
Ясно, как день, что рассуждая о нарушениях прав человека в России, думает он прежде всего о том, как минимизировать затраты своей компании. Демонстрируя таким образом независимость и влиятельность, он лишь подогревает опасения экспертов об «интернет-государстве». Более того, многие из них считают, что Facebook уже мнит себя таковым, ибо вполне способно выпустить свою собственную валюту, вести переговоры с правительством и даже вступить с ним в конфронтацию.
Впервые о способности интернет-гигантов влиять на мировую политику заговорили после президентских выборов в США в 2016 году. Тогда именно Twitter и Facebook подозревали в распространении «оплаченной политической рекламы». С тех пор сервисы стали активно устанавливать правила политической агитации и рекламы, вводить ограничения и запреты на агитацию и политпропаганду.
Опасаясь чрезмерного влияния на общественное мнение, в США все чаще предлагают разделить гигантские интернет-корпорации на более мелкие. Причем, в буквальном смысле. В первую очередь имеют ввиду таких крупных игроков как Microsoft, Facebook, Twitter, Amazon, Alphabet (материнская компания Google). В марте 2019 году эту мысль вполне конкретно озвучила американский сенатор-демократ Элизабет Уорре. Она предложила разбивать цифровые квазигосударства на несколько небольших сразу же после их появления.
В нашем случае лучшим вариантом решения проблемы остается ужесточение штрафных санкций за нарушение российского законодательства в части локализации данных пользователей на территории страны. В международной практике есть прецеденты, когда крупных игроков, действительно, удавалось наказать рублем. В 2019 году в США все тот же Facebook был оштрафован на 5 миллиардов долларов за допущенную утечку данных пользователей. К слову, компания не только согласилась выплатить баснословно большой штраф, но и полностью признала свою вину. И это, видимо, как раз тот случай, когда больше значит лучше.