Posted 4 октября 2018,, 10:49
Published 4 октября 2018,, 10:49
Modified 17 октября 2022,, 16:15
Updated 17 октября 2022,, 16:15
В некоторых рукописях нам помогла разобраться архивист отдела публикации и научного использования документов Наталья Корнева.
Военно-школьная дисциплина.
История школьного образования и воспитания детей Оренбургского казачества начинается с проведения в России военной реформы и выхода в 1819 году высочайшего Указа императора Александра I об открытии в Оренбургском казачьем войске станичных школ. В то время и отношение к учёбе и сам учебный процесс разительно отличались от нынешнего.
Первые детские учебные заведения в землях Оренбургского казачества появились в 20-х годах XIX века. В 1838 году командующий Оренбургским казачьим войском генерал-майор Н.В. Шуцкий определил для школ следующую роль:
-быть не только рассадником умственного образования подрастающего поколения, но и проводником военного образования в духе казачьих традиций и воинской дисциплины.
В те времена учителями становились урядники и казаки. А там, где не было тех казаков, кто достаточно образован, разрешалось иметь вольнонаёмного учителя. Кстати, учительский долг приравнивался к долгу военному - просто так бросить всё и уволиться с должности было чревато трибуналом. Освобождение от педагогических трудов разрешалось только после одобрения прошения Войсковым правлением.
В государственном архиве Оренбургской области сохранились документы из жизни одного из таких учителей, урядника Петра Ивановича Кокарева. Он преподавал на рубеже веков в Чернореченской поселковой школе станицы Степной. Документы хранятся в личном фонде С.Н. Севастьянова (историк, есаул Оренбургского казачьего войска, член Оренбургской ученой архивной комиссии).
Когда земля ещё плоская...
В записях педагога Петра Ивановича Кокарева есть информация из жизни школы, отношение оренбуржцев к учёбе и финансовых трудностях, с которыми приходилось сталкиваться.
Так, к примеру, казаки отнюдь не всегда были в восторге от того, что их дети набираются знаний в школе. Вот что пишет своих записях Пётр Иванович:
- Ты что, Гриша, в школу не ходишь?
- Меня дедушка не пускает , Пётр Иванович.
- Почему?
- Он говорит, плети коробки, а то школа вас доведёт- по миру пойдёшь, - отвечает мальчик с навернувшимися слезами на глазах.
Есть в записях и информация о том, что в 19 веке оренбуржцы считали, что земля плоская.
- Да что это, Дуня, пузыри-то, кажись, опять неевши ушли? - спрашивает старик.
- Нет, школа- магнит, ну и бегут в неё, говорит невестка. - Хлеб не нужен!..вот как,а! Прежде гнали- не шли, ныне держать не могут,а!
- Ну, Дуня, пусть их ходят, только про землю-то нашу пусть не городят, что не следует...Земля вертится! Вот дураки-то с ума сходят...Антихристовы времена, - рассуждал старик.
В долгах, как в шелках
Традиционно в станичных школах полагалось иметь 2 учителей: священника, который обучал Закону Божию, и собственно педагога, который учил детей читать, писать и другим наукам. Учителя войскового сословия зарплату не получали, их труд засчитывался за службу. Такое положение, конечно, не устраивало педагогов, так как семьи-то кормить всё равно надо было. Но тем не менее, работу свою они выполняли добросовестно. Из-за нехватки денег Пётр Кокарев даже влезал в большие долги.
Ежегодно Петру Ивановичу полагалось жалование в 100 рублей, но судя по документам о таких деньгах педагог мог только мечтать.
«Личные разговоры по поводу школы
- Сколько Вам денег нужно П.И? - спрашивает меня приходорасходчик.
- Рублей 50,- говорю (за обществом было 100).
Казначей выписывает мне деньги.
- Сколько пишете?- спрашиваю.
- Сколько напишу, столько и получите.»
В итоге Кокареву выписали всего 20 рублей на год.
Для сравнения - неквалифицированный рабочий получал тогда в Оренбурге порядка 7 рублей в месяц, квалицифированный же специалист мог иметь и по 12-15 рублей ежемесячно.
Рукописи дошли до наших дней
История о жизни педагога в 19 века сохранилась благодаря Сергею Севастьянову, отмечают в государственном архиве Оренбургской области. Толи он попросил Петра Ивановича написать о своей жизни, то ли они были сделаны ранее и Севастьянову удалось забрать их, и они дожили до наших дней.
Более того, в архиве сохранились и дневники историка и есаула Оренбургского казачьего войска. Один из них приходится на время, когда Сергей учился в кадетском Непюевском училище.
В дневник кадет записывал значимые события, писал стихи. Причём записи есть не только на русском, но и на французском языке, тогда он был обязательным к изучению.
Ещё из интересных фактов про школы 19 века - учебный процесс был тогда гораздо короче нынешнего. Дети помогали по хозяйству, и образовательные нагрузки были скорее побочным, а не основным их занятием.
Неудивительно, что даже на рубеже веков лишь каждый четвёртый житель нашей губернии был грамотным. И это ещё хороший показатель, так как в среднем по России того времени ситуация была ещё хуже.