Posted 2 февраля 2020, 17:29

Published 2 февраля 2020, 17:29

Modified 17 октября 2022, 16:37

Updated 17 октября 2022, 16:37

Бюджет на собачью жизнь. Во сколько обойдётся Оренбуржью закон о бродячих животных

Бюджет на собачью жизнь. Во сколько обойдётся Оренбуржью закон о бродячих животных

2 февраля 2020, 17:29
Фото: Медиахолдинг1Mi.
С 1 января 2020 года в силу вступили отдельные положения федерального закона «Об ответственном обращении с животными», принятом еще в конце 2018 года. Зоозащитники торжествуют, депутаты многозначительно постят комментарии в соцсетях, а финансисты хватаются за голову.

Суть нового закона в том, что теперь бездомных четвероногих категорически запрещено уничтожать после отлова. Их надлежит помещать в специальные приюты, стерилизовать, прививать, лечить и возвращать обратно на улицу. Казалось бы, наконец-то гуманизм по отношению к братьям нашим меньшим должен восторжествовать. Но не тут-то было. Денег на реализацию закона в должной мере в областном бюджете нет. А расходы предстоят огромные.

Три патрона на два хвоста

Проблема бродячих собак и кошек долгое время решалась в Оренбуржье довольно просто — отстерлом. Ещё в начале 2000-х в Оренбурге подряды на «очистку» брали особые бригады в Спецавтохозяйстве. «ЗиЛок» — будка, бригада из двух человек, обычная ижевская охотничья двустволка, самозатягивающиеся петли на двухметровых палках и сетки для отлова кошек — вот и весь нехитрый арсенал борцов с зооугрозой на улицах.

На два животных полагалось потратить не более трёх дробовых патронов. Стреляли обычно летом, рано утром, пока на улицах никого нет. Трупы животных свозили на городской скотомогильник, где сбрасывали на дно 15-метровой ямы Беккари. Там через 40 суток останки превращались в безопасный биокомпост.

Жуткий, варварский, но дешёвый метод был довольно эффективен: две мобильные бригады плюс постоянный отстрел собачьих стай на горсвалке решали проблему. Охотничьи ружья в середине «нулевых» заменили на более гуманные пневмопистолеты с ампулами безболезненного яда барбитуратного типа. Но суть оставалась такой же: физическое уничтожение бездомных животных.

Цена жизни и смерти

В 2018 году город тратил на отлов и эвтаназию одного животного примерное 700 рублей. Новый закон обойдётся бюджету в разы дороже. Только по приблизительным данным и только в Оренбурге сегодня бродяжничают от 10 до 12 тысяч беспризорных животных. В Орске — ещё около 7 тысяч. И суммы, которые теперь вынуждена будет тратить муниципальная казна — запредельные.

— Расходы в неделю только на еду более 8 тысяч. Куриный фарш, крупы, а для некоторых собак приходится покупать корм, если аллергия или щенки. Говяжьи кости от 2-5 тысяч рублей в неделю. Коммунальные расходы — 3-3,5 тысячи. И это с учётом того, что территориально мы находится в сельской местности. В городской черте — дороже, — рассказывает общественный активист и волонтёр приюта для животных.

Кстати, в Оренбурге официально зарегистрированных приютов для животных всего два. Остальное — платные пердержки, то есть место, где животное можно временно оставить за дополнительную плату. Контроля за ними — никакого.

Те же приюты, что существуют, работают исключительно за счёт пожертвований людей и личного вклада волонтёров. Бюджетных ассигнований на них нет.

Между тем, в пояснительной записке к областному бюджету Оренбургской области черным по белому написано, что «субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов на выполнение отдельных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусматривают в сумме 10 миллионов рублей ежегодно». Путем нехитрых подсчетов несложно выяснить, что сумма эта катастрофически мала для реализации нововведений.

— Стоимость стерилизации собаки зависит от веса. Для животного от 10 кг. средний чек — 3,5-4 тысячи. Первичный комплекс противовирусных прививок стоит 900 рублей. Через 21 день их нужно повторить и привить животное от бешенства. Это еще 1300. К тому же перед вакцинацией, как правило, животному положено дать еще таблетку от глистов, которая в среднем обойдется в 380 рублей, — рассказывает врач-ветеринар Анна.

Итого, стерилизация и вакцинация бездомных животных в Оренбурге обойдётся примерное в 80 миллионов рублей. И это без учёта расходов на передержку в приюте, ведь 21 день животное должно находиться под наблюдением в обязательном порядке.

Ещё около 35 миллионов потребуется Орску. И это тоже без учёта строительства приюта и содержания там тысяч местных кошек и собак на передержке.

Да, специалисты говорят, что метод стерилизации и возвращения в среду обитания даст эффект позже. Приводится пример Вологды, где число бездомных животных после внедрения программы стерилизации уменьшилось вдесятеро и сегодня поддерживается примерно на одном уровне. Но даже теперь затраты на реализацию поддерживающей программы там в четыре раза выше, чем в Оренбурге были на программу "расстрельную" (хотя Вологда - город в два раза меньше).

Гуманность за чужой счёт

В нашем областном центре пока ни одного госконтракта по новому закону не заключено. Как объяснил начальник управления ветеринарии министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Андрей Кордюков порталу Вестирама.Ру, методические рекомендации относительно организации деятельности приютов, вышли достаточно поздно. Мы ждали их в начале 2019 года, а поступили они в ноябре.

— К сожалению, мы не смогли в связи с отсутствием федерального законодательства подготовить изменения в региональное законодательство. Сейчас мы подготовили все необходимые проекты нормативно-правовых актов и направляем их на согласование в правительство области. После того, как эти документы вступят в юридическую силу, можно будет организовывать работу по заключению муниципальных контрактов на осуществление деятельности.

Но вопрос финансирования опять остаётся за скобками. Городской бюджет уже свёрстан, откуда же брать недостающие деньги? Десятки миллионов рублей? Ответа на этот вопрос нет.

Зато депутат Государственной Думы от Оренбургской области, «единоросс» Игорь Сухарев разместил у себя на страничке в Фейсбуке и в YouTube-канале информацию о приюте «Я живой». Мол, наконец-то гуманный закон заработал! Прошу комментировать.

Тот факт, что приют еле-еле сводит концы с концами, работает только на пожертвования, упоминается лишь вскользь. И комментарии под постом соответствующие:

Да, легко принимать гуманные законы — и «забывать» об их стоимости. Легко быть зоозащитником, когда платить за всё предлагается из тощего кармана волонтёра и нищего муниципального бюджета. Оренбург не Москва, где на стерилизацию и передержку одной собачки столичная казна ещё щедро «отсыпала» почти 10 тысяч рублей ещё в 2011 году (примерное 19 тысяч рублей по нынешним ценам). Да у нас в Оренбурге столько не каждый человек в месяц зарабатывает, сколько в белокаменной тратят на бездомную «Жучку»!

Получается, что закон о защите животных, в том числе и бездомных, не может решить старые проблемы из-за сырой нормативной базы и полнейшем провале в части финансирования. Но при этом создает проблемы новые — причём и самим животным, и людям.

Подпишитесь