Posted 1 декабря 2019,, 16:34

Published 1 декабря 2019,, 16:34

Modified 17 октября 2022,, 16:24

Updated 17 октября 2022,, 16:24

Бизнес на милосердии. Половина благотворительных фондов в Оренбужье — «пустышки»

1 декабря 2019, 16:34
В социальных сетях Волгограда разгорается нешуточный «хайп». Люди делают перепосты истории, которая произошла в городском автобусе. Волонтёры одного из фондов, якобы зарегистрированного в Оренбурге, собирали деньги на лечение больного ребёнка.

Когда местный блогер попытался снять сотрудников фонда на видео, те быстро ретировались и выскочили на ближайшей остановке. Люди активно стали вспоминать и другие аналогичные случаи, когда непонятные личности в накидушках с лейблами ходят и собирают в пластиковые коробки наличность с сердобольных граждан. И как определить, действительно ли это волонтёры, всей душой сопереживающие нуждающимся, или — обыкновенные мошенники на доверии?

Мёртвые фонды

Если анализировать благотворительную деятельность в целом, изучая данные Единого государственного реестра юридических лиц и Минюста, то можно установить — в Оренбургской области с начала 2000-х годов были зарегистрированы более 240 разнообразных общественных и благотворительных фондов. Собственно благотворительных (БФ) было чуть менее 200, остальные четыре десятка — общественные (ОФ)

Формально разница между ними невелика: оба являются некоммерческими организациями, но если БФ может учредить один человек и, собственно, сразу же осуществлять деятельность, то ОФ создаётся всегда группой граждан — общественным объединением.

Благотворительный фонд по закону обязан не менее 80% собираемых средств (либо иным способом полученных доходов) направлять на цели фонда. То есть, если это помощь детям — то на их нужды. Если это, к примеру, поддержка музыкантов на пенсии — то, соответственно, переводы и поддержка им. Всё это строго прописывается в уставе и за соблюдением следят налоговые органы и Минюст.

Впрочем, обилие благотворителей вовсе не означает, что все эти сотни ОФ и БФ реально работают и поныне. Из реестров Минюста по состоянию на начало 2019 года вычеркнуто в связи с банкротством, ликвидацией по решению учредителя, фактического бездействия и (или) претензий налоговых органов более 100 фондов. И сегодня формально действующих остаётся 107.

Уточним сразу, что речь идёт именно об БФ и ОФ, зарегистрированных в Оренбуржье. Фондам, имеющим иногороднюю «прописку», никто не запрещает принимать средства жертвователей у нас.

Кстати, именно такая ситуация произошла в Волгограде. Фонд, волонтёры которого работали в тамошних автобусах, вообще сначала был зарегистрирован в Магнитогорске, но потом поменял адрес регистрации на Оренбург. У Минюста претензий к БФ нет — однако факт путаницы всё-таки присутствует.

Об активах и пассивах

Анализируя данные о работе фондов в нашем регионе, можно увидеть интересные цифры. Например, у почти половины этих юрлиц недоступны сведения об активах за последние годы в открытых источниках. То есть совершено непонятно, чем эти НКО владеют.

У многих нет данных и о хозяйственной деятельности — скорее всего, они её давно уже не ведут.

Но оренбургские НКО капитализацией не блещут. По состоянию на начало 2019 года у ТОП-10 оренбургских БФ и ОФ сумма активов составляет 47 миллионов рублей. При этом 27 миллионов из них приходится на самый крупный (по активам) в Оренбуржье благотворительный Фонд содействия развитию Новотроицка (в числе совладельцев — руководство «Уральской стали»)

У других фондов всё гораздо скромнее.

2,7 млн. рублей имеют активы оренбургского городского БФ «Взаимопомощь» (учредители — физические лица), 8,4 млн руб. — БФ «Будущее Оренбуржья» (учредители — супруги Нефёдовы), 1,2 млн. — «Нить добра» (учредитель — Татьяна Стукан). Чуть более миллиона рублей — БФ «Наши дети 56» (Наталья Толмачёва), БФ «Сохраняя Жизнь» (президент — Анна Межова) — 1 млн. рублей.

У всех прочих БФ, раскрывающих данные, активы менее миллиона.

И даже, казалось бы, «Фонд Зеленцова», носящий фамилию второго самого богатого человека Оренбуржья по нашему рейтингу оренбургских мультимиллионеров, имеет активов на… 1000 рублей.

Повторимся — это не означает, что фонд работает плохо и мало помогает нуждающимся. Это лишь бухгалтерский показатель, означающий, тем не менее, что возможности по благотворительной деятельности сильно зависят от доброй воли самого учредителя.

Ведь на западе под благотворительным фондом обычно подразумевается именно организация, которая благодаря вложенным активам (акциям, имуществу, банковским вкладам и процентам с них и т. д.) вполне самостоятельно может работать и без постоянной подпитки «главного жертвователя». У нас, как правило — всё наоборот.

Работа на энтузиазме

Как же различить реально работающие фонды и не попасться на удочку мошенникам? В первую очередь, конечно, не полениться и проверить реальные реквизиты для перевода средств -неважно, увидели ли вы рекламу в Интернете или по телевидению. Или к вам просто подошёл волонтёр — контактные телефоны обязательно должны быть опубликованы и доступны.

Идеальный вариант — жертвовать деньги проверенным БФ, которые имеют безукоризненную репутацию и давно помогают людям.

Надёжные НКО раскрывают отчётность и по первому требованию готовы предоставить информацию о суммах сборов и куда направлены деньги.

А вот известный оренбургский благотворитель Дмитрий Юдаев, уже много лет помогающий детям в регионе, считает, что лучшая поддержка — это непосредственная помощь ребёнку:

— Совсем скоро начнутся новогодние бега с подарками в детское онко, приюты и детдома. И сразу появится у меня куча мутных помощников. Людей, которых я не знаю, но которые настойчиво будут мне предлагать собрать ДЕНЬГИ для моих детей. И я сразу скажу таким помощникам-идите ….! А нормальным людям скажу-если кто-то будет собирать деньги от моего имени, так вы сразу мне маякните. А еще запомните главное- я не собираю деньги, я буду собирать конкретные подарки конкретным детям. Крысиных примеров море. Это и собранные для Дома малютки деньги на экзотические фрукты, которые в глаза никто не видел. Деньги для подарков в детский дом, но подарки так и не доехали. Примеров море. В общем смотрите кому даете.Хотите реально помочь- купите сами подарок для ребенка из больницы или детдома. Так вы не только деньги, но и немножко души своей отдадите.