Posted 1 августа 2019, 07:53

Published 1 августа 2019, 07:53

Modified 17 октября 2022, 16:35

Updated 17 октября 2022, 16:35

Много гипса, мало мяса. Как себя чувствуют заводы, открытые при экс-губернаторе Берге

1 августа 2019, 07:53
Девять лет управления областью губернатором Оренбуржья Юрием Бергом можно оценивать по-разному. Однако именно при нём фактически с нуля были открыты ряд предприятий, которые сегодня входят в ТОП-10 крупнейших по выручке в регионе. Однако с точки зрения прибыльности не у всех всё замечательно.

Золото в бутылках

Сорочинский маслоэкстракционный завод, построенный крупнейшим в России производителем майонезов и майонезных соусов — ОАО «Нижегородский масложировой комбинат» — стал, пожалуй, самой скандальной промышленной стройкой с 2010 года. И причин для народного возмущения было несколько.

Во-первых, новые инвесторы приняли крайне непопулярное решение о закрытии Оренбургского МЭЗа — старейшего предприятия отрасли, на котором работало несколько сотен человек. Производство решено было практически полностью перенести на площадку в Сорочинск, где завод строили с нуля, по современным энергосберегающим стандартам. Старый же МЭЗ в Оренбурге не выдерживал уже никакой конкурентной борьбы — часть оборудования там вообще была довоенного производства. Плюс — крайне неудачные подъездные пути, когда фурам с семечкой приходилось «пилить» в самый центр города, устраивая автопробки на соседних улицах.

Тем не менее недовольных было много. Работникам из Оренбурга предложили переехать «в глубинку», но предложение, мягко говоря, энтузиазма не вызвало.

«В штыки» восприняли строительство завода и в самом Сорочинске. Там люди жаловались, что забор МЭЗа примыкает почти вплотную к жилым домам. Людям мешает запах подсолнечного масла и в целом есть опасения — а если, не дай Бог, какая авария, пожар? Что тогда?

Тем не менее, несмотря на объективную и субъективную критику, проект Сорочинского МЭЗа можно назвать одним из самых удачных для инвесторов несырьевого сектора на оренбургской земле. В 2018 году завод получил прибыль почти в полмиллиарда рублей, на треть увеличив её по сравнению с 2017-м.

Выручка Сорочинского МЭЗа составила без малого 10 миллиардов рублей за прошлый год. По этому показателю предприятие вышло в ТОП-10 крупнейших в области, обогнав, большинство заводов и уступая лишь гигантам нефтегазового сектора.

Правда, самой области от успехов НЖМК «выхлопа» немного. Налоговые отчисления в бюджет Сорочинского городского округа оказались сравнительно невелики и не превышают 5 миллионов рублей прямых платежей (не считая косвенных, в виде, например 13% НДФЛ с зарплаты 124 работников).

Не продаётся напрямую продукция МЭЗа и у нас в магазинах области. Почти весь объём забирает НЖМК как сырьё для производства майонезов, комбижиров и прочей продукции. Утешаться приходится лишь тем, что почти 40% подсолнечного масла в каждой упаковке нижегородских соусов — наше, оренбургское.

Упал, очнулся — гипс!

Второе знаковое предприятие «берговской эпохи» — завод «ВОЛМА» на Дубенском гипсовом руднике. Предприятие примечательно тем, что фактически вдохнуло вторую жизнь в умирающий посёлок Дубенский Беляевского района. Раньше там был большой гипсовый рудник, но к середине «нулевых» он был полностью разграблен. Дошло до того, что даже полусгнившие старые шпалы выковыривали из насыпи, где когда-то проходила железная дорога (рельсы украли и сдали на металлолом ещё в 90-х).

Пришлось инвесторам — группе компаний «ВОЛМА», производящей строительные смеси, клеи и стройматериалы, всё начинать с нуля. Обновился рудник, вырос корпус завода, приняты на работу почти 500 человек. В 2015 году оренбургское предприятие заработало 665 миллионов рублей, показав выручку более чем в 2,6 миллиарда. Но уже к 2017 году прибыль рухнула в 50 раз, всего до 9,8 миллионов.

Этот год оказался более удачным — предприятие заработало на гипсе, пазогребневой плите, гипсокартоне и строительных смесях почти 20 миллионов рублей.

Лучше, конечно, чем чистые «минуса», но и до достижений первых лет работы ещё очень далеко.

Нефть — кормилица

Если Сорочинский МЭЗ стал самым удачным в коммерческом смысле несырьевым проектом 2010-х, то приход в оренбургские степи гиганта «Газпромнефти» стал бесспорным стратегическим успехом Юрия Берга.

Правда, до прошлого года местная «дочка» — «Газпромнефть-Оренбург» с финансовой точки зрения не блистала. Чистый убыток в 2016 году составил почти миллиард рублей, в 2016 денежный поток тоже показал отрицательный результат: -267 млн. рублей.

Но зато по отчётам за год 2018-й прибыль нефтяников резко выросла и составила без малого 6,5 миллиардов рублей.

Для сравнения — Газпром добыча Оренбург с его численностью персонала в 5,5 тысячи человек, показал прибыль лишь немногим более 2,2 миллиарда рублей за 2018 год. А у их коллег в «Газпромнефти» работает около 1000 человек, но каждый сотрудник принёс инвесторам денег втрое больше.

Таким образом, стратегия бывшего губернатора по балансировке падающей финансовой составляющей «Газпрома» от газа в сторону нефти начинает приносить реальные плоды.

Котлетки в убыток

А вот ещё у одного громкого проекта «эпохи Юрия Саныча» — ООО «Оренбив» — дела идут не очень.

Мясокомбинат, построенный итальянским холдингом CremoniniGroup, европейским лидером по производству говядины и переработанных мясных продуктов, в черноотрожских степях никак не может выйти на прибыли.

Более того, убытки «Оренбив» только растут: если в 2016 году они составили 39,5 миллионов рублей, то за 2018-й компания показала денежный поток в -246 миллионов рублей.

Что любопытно — выручка «Оренбива» растёт почти на миллиард рублей каждый год. Покупателями мяса из Чёрного Отрога в больших количествах выступают, например, такие авторитетные компании, как «МакДональдс». Шутка ли — котлетки для бургеров даже для Финляндии делают из оренбургской говядины! В 2018-м её было продано почти на 3,6 миллиарда. Но, получается, что каждый кусок стейка обходится производителям в чистый минус. Надолго ли хватит при таком раскладе терпения у господина Луиджи Кремонини, хозяина «Оренбива»? Тем более, что итальянцев давно зовут к себе наши соседи из Башкирии, обещая и хорошие рабочие руки, и обилие сырья с животноводческих ферм.

Молочные реки, беконные берега

Завершая наш обзор хотелось бы упомянуть ещё несколько предприятий АПК Оренбургской области, которые показали феноменальный результат по прибыльности в 2018 году. Они хоть и не были построены в эпоху управления областью Юрием Бергом, но оказали весьма значимое влияние на его политику.

Как пример — крупнейший в области производитель мяса свинины, Селекционно-гибридный центр «Вишневский», ставший эпицентром коррупционного скандала в прошлом году. Напомним, что учредителя этого Центра, Виктора Железнова, арестовали и обвинили в незаконном получении субсидий из бюджета. Вместе с ним за решётку угодил и теперь уже бывший министр сельского хозяйства области Михаил Маслов.

Суда над ними до сих пор не было, следствие тоже идёт ни шатко, ни валко. Тем не менее, СГЦ «Вишневский» даже в таких условиях показал рост прибыли — до со 135 миллионов руб. в 2017 году до 147 миллионов в нынешнем.

Но больше всего удивил молокоперерабатывающий завод «Ташлинский». За год он показал пятикратный рост прибыли — с 19 миллионов рублей в 2017-м до 109 млн. в 2018-м.

Вдвое увеличила прибыль и его дочерняя структура — Торговый дом «Ташлинский» — до 40 миллионов рублей за прошлый год. А ещё говорят, что молоко у нас производить не выгодно.

Правда, нужно отметить, что ташлинское молоко и масло — одно из самых дорогостоящих на рынке Оренбуржья. Да ещё и цены на него взвинтили более чем на треть с прошлого года.

Может, в этом и кроется секрет хороших прибылей?

Подпишитесь