Возрастные ограничения: 18+
28 марта 2017
Вторник

Главное на сегодня

 кинотеатр «Космос», Дня Космонавтики, Время первых, Алексеем Леоновым
Получить билет на премьеру фильма «Время первых» очень просто…
Санкционные товары, в детдома, приюты, контрафакт, передавать, в детские дома, о
А-то мест для уничтожения не хватает

Вход в систему

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Затяжные автотравмы

№ 2
2012-01-31
Столкновение машин

Как страховые компании обманывают автовладельцев

Только наивный автолюбитель верит, что страховые компании созданы, чтобы помочь попавшим в беду автомобилистам. О том, как российские страховые компании обманывают своих клиентов, стоит ли с ними бороться и главное – сможете ли вы вообще чего-то добиться, в нашем материале.

Помощи не жди

Валерий Пушкарев, владелец  Opel Astra:

- ДТП произошло в новогодние праздники, 4 января, на перекрестке улицы Терешковой около 18.00. Автобус двигался по встречной полосе, при повороте налево за моей машиной его водитель совершил наезд на мой автомобиль. Виновником ДТП был признан водитель автобуса, что подтвердил наряд ГИБДД. 11 января я прибыл в «Первую страховую компанию», к страховщику виновного автобуса, предварительно по телефону выяснив время работы компании. Но принять меня отказались, пояснив, что нужно согласовывать с ними время моего прибытия. Записался на следующий день, 12 января. 

Параллельно обратился к юристам в свою страховую компанию «Росгосстрах» за консультацией – как себя вести в страховой компании виновника, может ли моя страховая компания взять на себя выяснение оценки материального ущерба, оказать юридическую помощь. Оказалось – нет. Все разговоры в средствах массовой информации об участии страховой компании потерпевшего в разборках с компанией виновника – это только разговоры. Мало того, «свои» страховщики посоветовали мне вести себя скромно и подчиниться решению компании виновника посетить ту компанию по оценке ущерба, которую они предложат. «А что вы хотите – у вас же ОСАГО, - сказали в «Росгосстрахе». - Вот если бы КАСКО, вы бы на что-то могли претендовать».

Оказалось, что мне еще повезло, – страховая компания виновника не числится в списках разорившихся или просто уже не существующих компаний.

13 января я наконец-то получил направление в независимую экспертную компанию на ул. Монтажников. Там специалисты сделали необходимые снимки, заполнили что-то в направлении, попросили расписаться и на прощание заверили, что в течение примерно 5 рабочих дней все сделают, а материал отправят в «Первую страховую». При этом мне на руки никаких подтверждающих документов, фиксирующих действие на мое обращение, не выдали. Через 5 рабочих дней данных так и не поступило.

Чтобы определиться с реальными затратами на ремонт, обратился в сервис-центр, где покупал автомобиль. Машина на гарантии. Я – потерпевшая сторона. Страховую компанию выбирал – не новорожденную однодневку. Но получается – мне повредили  автомобиль, а я бегаю вместо агентов своей страховой компании и пытаюсь получить компенсацию за восстановление своего автомобиля от страховой компании виновника. А у этой компании свои оценочные эксперты, свои расценки, свои условия приема заявлений и оформления. К тому же я для них  и «отматыватель» денег, который пытается намазать их кусок масла на свой кусок хлеба.

Сейчас я определился в сроках ремонта и сам выплачиваю за него – мне нужен автомобиль и ждать я не могу. Надеюсь позже получить деньги от страховой компании виновника – там однозначно ответили, что выплата будет в течение 30 дней. Можно, конечно, решать все через суд, но кто туда уже обращался, не советует, решение будет не в пользу потерпевшего.

Вывод. Если вы берете ОСАГО, то будьте готовы к тому, что в какой бы надежной, на ваш взгляд, страховой компании вы не застраховали свою машину, в случае аварии все разбирательства с противоположной виновной стороной придется взять на себя. В том числе – судебные. 

Оценка оценке рознь

Игорь Дули, владелец Volkswagen Passat:

- Я попал в аварию 13 сентября прошлого года. На Загородном шоссе в мою машину въехал Камаз. Как объяснил потом водитель Камаза – он уходил от другого столкновения. Проблемы начались сразу же. ГИБДД мы ждали 12 часов – они приехали только в 4 ночи, признали виновным водителя грузовика, выдали необходимые документы, с которыми я и отправился в «Альфа-страхование» - страховую компанию виновника ДТП. Там меня послали на оценочную экспертизу. В компании мой автомобиль осмотрели, зафиксировали все повреждения и сказали, что в течение трех недель мне придет ответ от страховой. Оказалось, что в Оренбурге машину только осматривают, а размер ущерба определяют уже в Москве, в офисе «Альфа-страхования». Пока они высчитывали, сколько должны мне заплатить, я обратился к тому же оценщику, но уже за независимой экспертизой. Сумму ущерба он оценил в 180 тысяч рублей. Каково же было мое изумление, когда страховая компания перечислила мне на счет только 85! Один звонок все разъяснил: «Наши специалисты оценили ущерб в 85 000 рублей. Если вы не согласны – обращайтесь в суд». Больше я в страховую не ходил – сразу нанял юриста, подал иск. Первое заседание все еще не состоялось, машину я отремонтировал на свои деньги.

Вывод. У страховых компаний свои расценки и свои оценщики. Обращаясь за денежной компенсацией, будьте уверены, что в 90% случаев сумма будет занижена и без суда не обойдется.

КАСКО - не панацея

Анна Смородикова, владелица Opel Astra:

Я попала в ДТП в начале прошлого года – уснувший водитель грузовика влетел в меня на объездной. Машина была в ужасном состоянии, хотя я не пострадала. Сразу оговорюсь – машине тогда не было года, я застраховала ее в КАСКО, благо – финансовые возможности позволяли. И сразу после ДТП радовалась, что не польстилась на дешевое ОСАГО.

Но, видимо, радость была преждевременной. Когда компания оценила ущерб, он оказался каким-то огромным. Я тогда еще не знала, что это один из способов обойти выплату – ведь если стоимость ремонта превышает 80% стоимости самого автомобиля, возмещение происходит по сценарию «полной гибели автомобиля». То есть мне предложили отдать компании разбитую машину и получить за это около 150 000 рублей. Или оставить ее у себя и не получить ничего. Калькуляцию ущерба не выдали – это, якобы, их внутренний документ.

Пришлось ремонтировать все за свои деньги и подавать в суд. Разбирательство все еще продолжается. Компания настаивает на своей правоте, но я не теряю надежды. К тому же совсем скоро мне снова страховать машину. И теперь я нахожусь в полном замешательстве: оказывается, хваленое КАСКО ничем не лучше стандартного ОСАГО.

Вывод. Страховать машину по программам КАСКО или ОСАГО – это личный выбор каждого. Первая страховая компания обойдется вам в 70-90 тысяч рублей, вторая – 2000-4000. Хотя и говорят, что «в КАСКО – как в танке», способов избежать оплаты у компании-страхователя предостаточно. Во-первых, это пресловутый сценарий «полной гибели автомобиля», который неплохо работает на больших суммах. Во-вторых, страхуясь в КАСКО, в случае аварии вы можете пойти двумя путями: забрать деньги или получить направление на ремонт. В первом варианте ожидайте, что сумма компенсации будет ниже реальной (впрочем, это тот же принцип, которым пользуются ОСАГО-страхователи), во втором – что ждать ремонта придется долго. Очень долго. К тому же, если вы выбираете ремонт у официального дилера (а это указывается при заключении договора страхования), стоимость полиса сразу подскочит на 35-40%.

В общем, науку о том, как избежать выплат, наши страховщики усвоили просто замечательно. И единственное, что можно посоветовать автомобилистам, это внимательно читать договор о страховании, не попадать в аварии, запастись терпением и найти хорошего юриста. 

Кстати, даже не надейтесь, что через суд вам компенсируют моральный ущерб за все ваши мытарства. Поскольку иски о взыскании сумм страхового возмещения являются имущественными, Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также Правилами ОСАГО, КАСКО, утверждаемыми каждой страховой компанией, возможность компенсации морального вреда исключена. То есть побегать, чтобы получить деньги, придется, но за все волнения, переживания и унижения никто не ответит.

Когда стоит обратиться к юристу  и

независимому оценщику

1. Если страховые компании сами оценивали или организовывали оценку, то выплаченных денежных средств на полноценный ремонт, скорее всего, не хватит. Почти все оценочные компании работают с какими-либо страховыми. И поэтому, даже если за отчет по направлению страховой компании заплатите вы сами, то, скорее всего, оценка окажется не в вашу пользу. В таких ситуациях необходимо проводить независимую оценку в действительно независимой оценочной компании и в суде взыскивать разницу со страховой.

2. Бывают случаи, когда оценка по направлению страховой не занижает стоимость ремонта, а наоборот завышает. На основании таких оценок страховая компания делает вывод о полной гибели автомобиля и выплачивает по КАСКО с учетом стоимости «годных остатков», которые, напротив, «раздуваются». Алгоритм защиты такой же, но с точностью до наоборот. Ищем оценщика, который сделает действительно независимую оценку как по стоимости восстановительного ремонта, так и по «годным остаткам».

3. При выплате по ОСАГО некоторые страховые компании по аналогии с добровольным страхованием из суммы страховки вычитают «годные остатки». Это неправомерно, так как закон об ОСАГО подобного не предусматривает.

Когда обращаться в суд

1. Страховая компания не признает, что повреждения автомобиля получены именно в том ДТП, которое указанно в заявлении на выплату. В таких отказах могут содержаться ссылки на проведенные по инициативе страховой компании экспертизы. Однако подобные экспертизы, проведенные страховыми компаниями в одностороннем порядке, не всегда имеют доказательственное значение в суде.

2. Отказывают в выплате по причине пропуска срока обращения в страховую компанию. Подобный отказ можно получить в КАСКО. Однако если страховая компания не сможет доказать в суде, что позднее обращение с заявлением повлияло на степень застрахованного риска, то  суд вы выиграете.

3. Отказ в выплате по ОСАГО по причине того, что виновник ДТП не вписан в полис, либо находился в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, или же автомобиль не имел талона техосмотра. Согласно закону об ОСАГО указанные обстоятельства не являются основаниями для отказа в выплате.

4. Все страховые компании отказывают в выплате по УТС (возмещение утраты товарной стоимости автомобиля) как по ОСАГО, так и по КАСКО. Если по КАСКО с этим стоит смириться, то по ОСАГО в судебном порядке в пределах лимита ответственности страховые вынуждены платить. А для нового и дорогого автомобиля сумма УТС может быть весьма внушительной.

5. Отказ в выплате по КАСКО по причине оставления в машине ключей или регистрационных документов. Оспаривание подобных отказов основывается на признании противоречащих законодательству положений Правил страхования по КАСКО.

6. Отказ в выплате по КАСКО на основании того, что авария якобы произошла по причине эксплуатации неисправного транспортного средства. Например, автомобиль в ДТП получает повреждения, которые, по мнению страховой компании, присутствовали на машине ранее и послужили причиной ДТП. Но в суде именно страховая компания должна доказать, что на автомобиле до ДТП существовали неисправности, которые стали причиной ДТП. Если у страховой компании нет таких доказательств, то ее отказ незаконен.

7. Отказ в выплате по КАСКО по причине того, что повреждения на автомобиле якобы являются следствием естественного износа или дефектом эксплуатации. Часто страховые компании слишком вольно трактуют эти термины, определения которым даны в специальной литературе по оценочной деятельности.

8. Отказ в выплате по КАСКО по причине оставления водителем места ДТП. В ходе судебных разбирательств по таким делам необходимо доказать, что оставление водителем места ДТП не привело к увеличению степени застрахованного риска.

Юлия Проценко