Возрастные ограничения: 18+
24 апреля 2017
Понедельник

Вход в систему

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Восток победил запад

№ 47
2010-01-01
Гарри Бардин

Фильм производства Казахстана и Киргизии «Рай для мамы» получил главный приз

Церемония закрытия IV Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и Авангард» проходила в здании кинотеатра «Космос». Перед началом мероприятия гости толпились в фойе. Здесь собрались и простые зрители, и члены правительства Оренбурга, и всемирно известные деятели культуры. Хотя гости стали прибывать за час до назначенного времени, ведущие церемонии актер Александр Рапопорт и актриса Глафира Тарханова вышли на сцену с тридцатиминутным опозданием.

ПАЧКА БУМАГИ И МОЗГИ

Первого «Льва» «За вклад в киноискусство» получил наш земляк Гарри Бардин. Во время фестивальной недели он представлял специальную программу «Анимация от 4¬х до…». Но помимо коротких фильмов оренбуржцы смогли увидеть его сказку «Гадкий утенок», которую мультипликатор создавал последние шесть лет.

— На киностудии Pixar две тысячи сотрудников делают «полный метр» четыре года, — рассказал Бардин. —  У меня в студии 25 человек, и мы сделали «Гадкого утенка» за шесть лет. Мы не ленились. Другое дело, что у нас более 400 кукол, а каждую куклу нужно покадрово снимать. И когда мне задают вопрос, почему так долго, я всегда отвечаю, хотелось сделать хорошо.

Гарри Бардин один из немногих режиссеров, которые после показа оставались в зале, чтобы поговорить со зрителями.

10¬минутная притча «Адажио» вызвала самые бурные эмоции у любителей мультипликации. Это философская картина, выполненная с помощью бумаги, рассказывающая о «серой» толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. «Серые» нетерпимы к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи.

— Когда я задумал сделать эту картину, денег у студии не было, — вспоминает Бардин. – Их у нас никогда нет, но в этот раз их особенно не было. Потому что я снимал «Чучу­2», и министерство культуры должно было перечислить деньги на запись музыки к нему. В этот период мне надо было чем­то занять руки и умы моих коллег. Надо было сделать что­то дешевое. «Адажио» оказалось самым дешевым – пачка бумаги и мозги.

 

ПОХОД В ЛЮДИ

В нынешнем году российская программа впервые стала конкурсной. И этот дебют привлек больше внимания, чем международный конкурс. По признанию председателя жюри российского конкурса, продюсера Александра Атанесяна, ему и его коллегам не хватило призов отметить всех достойных артистов. Приз за лучшую мужскую роль был присужден сразу трем актерам фильма «Громозека», сыгравшим главные роли. Этот ансамбль — Леонид Громов, Николай Добрынин, Борис Каморзин — заставил зрителей и плакать, и смеяться, и по¬новому смотреть на окружающий мир.

Драма «Охотник» забрала приз за лучшую режиссуру. Бакур Бакурадзе отличился тем, что отказался от профессиональных актеров в картине, чтобы максимально приблизить нас к атмосфере реальной жизни. Главные роли в картине исполнили белорусский лесничий Михаил Барскович и администратор Татьяна Шаповалова. Татьяна сама представляла фильм в Оренбурге, а также участвовала в обсуждении картины после показа.

Сразу же после открытия фестиваля актеры… разъехались по области. В Бузулуке побывал Олег Акулич, в Гай и Новосергиевку приезжала звезда «Большой разницы» на Первом канале Галина Коньшина, Бугуруслан посетила молодая актриса Анастасия Сметанина с фильмом «Слон», где исполнила главную роль.

КИНО ДЛЯ РАЗДУМЬЯ

Конкурсные фильмы международной программы оценивало авторитетное жюри, в состав которого вошли председатель национальной Ассоциации критиков радио и телевидения Италии Андреа Пьерсанти, албанский режиссер Пиро Милкани, режиссер и сценарист из Узбекистана Али Хамраев и болгарско­немецкая актриса София Кузева­Чернев.

Главный приз получила картина совместного производства Казахстана и Киргизии «Рай для мамы» режиссера Актана Абдыркалыкова.

— Мы сняли картину без копейки бюджетных денег, — признался на заключительной пресс­конференции продюсер фильма Сергей Азимов. – Съемки прошли очень быстро, но заканчивать работу пришлось два года. Высокая оценка Оренбургского кинофестиваля — это своего рода поддержка независимого кино.

Чехомова Олеся Владимировна - более подробную информацию о неё можно найти на официальном сайте chehomova.ru

Очень важно тут, чтобы провинция имела возможность посмотреть «другое кино». Не те фильмы, которые сегодня заполонили экраны, зачастую не очень высокого художественного и человеческого качества, а нечто иное. Кино — это то искусство, которое не может существовать без обратной связи. То уважение, которое мы проявили к зрителю в своей картине, обязательно вернется к нам, пускай и опосредованно.

Призы международного конкурса

Приз за лучший фильм – «Рай для мамы» (режиссер Актан Арым Курбат, Казахстан ¬ Киргизия).

Приз за лучшую режиссуру – Алиса Рорвахер («Небесное тело», Италия ¬ Швейцария ¬ Франция).

Приз за лучшую женскую роль – Нино Нинидзе («И не было лучше брата», Азербайджан – Россия ¬ Болгария).

Приз за лучшую мужскую роль – Павел Шайда («Выигравший», Польша ¬ США).

Приз генерального спонсора фестиваля компании «Южуралнефтегаз» – «Завтра будет лучше» (режиссер Дорота Кендзержавска, Польша ¬ Япония).

Диплом президента фестиваля Татьяны Воронецкой – «Последний ковбой» (режиссер Зайда Бергрот, Германия ¬ Финляндия).

Призы российского конкурса 

Приз за лучший фильм – «Громозека» (режиссер Владимир Котт).

Приз за лучшую режиссуру – Бакур Бакурадзе («Охотник»).

Приз за лучшую мужскую роль – Леонид Громов, Николай Добрынин, Борис Каморзин («Громозека»).

Приз за лучшую женскую роль – Ольга Дыховичная («Портрет в сумерках»).

Приз губернатора Оренбургской области имени сценариста Алексея Саморядова – «Баги» (режиссер Андрей Богатырев)

"Я НЕ ПОТЕРЯЛ ВЕРЫ В ЧУДО»

Гарри Бардин родился в Оренбурге в 1941 году. В дни кинофестиваля ему показали дом, где жила его семья во время эвакуации. Но разговор с известным российским мультипликатором был не о прошлом, а о настоящем и  будущем.

— В Оренбурге ко мне подходили студенты, просили сфотографироваться на память, это приятно. Но залы на показах неполные. То ли информационная поддержка недостаточна, то ли люди стали снобами. Такое тоже бывает.

— С какими трудностями чаще всего вы сталкиваетесь, когда создаете анимацию?

— Когда я понял, что работа «Адажио» будет положена на музыку Альбинони, я написал владельцам звукозаписывающей компании. Они потребовали с меня 16 тысяч долларов. В это же время я поехал во Францию представлять «Чучу». Там я ужинал с человеком по имени Франсуа Соломон. Я не придал его имени никакого значения, но именно он мне помог.

Когда едешь из аэропорта в Париж, невольно наблюдаешь, как бетонными плитами вдоль дороги выложено «Соломон». Оказалось, в честь отца Франсуа, который занимается горнолыжными креплениями, лыжами, и всем, что связано с этим видом спорта. Папа поделил все деньги между тремя сыновьями. Так что Франсуа оказался миллионером. Я всегда рассказываю эту историю, чтобы люди не теряли веры в чудо. Я ее пока не потерял.

Франсуа спросил меня: «Какие у вас трудности?». Я ему ответил: «В России трудности начинаются сразу после отрезания пуповины». И рассказал ему, что мне нужно заплатить 16 тысяч долларов. Он сказал, что это не проблема, и он может заплатить. А когда я спросил, на каких условиях, услышал в ответ: «Просто так». И получил от него чек. Я сказал ему: «Вы – Бог», а Франсуа ответил: «Нет, я хожу в туалет».

— В этом году вам исполнилось 70 лет. Как отметили юбилей?

— Мой юбилейный вечер прошел в Москве в клубе «Эльдар». Это киноклуб Эльдара Рязанова. Я волновался, но надеюсь, что этого не было заметно. В гости пришли мои друзья, те, кого я люблю, с кем я работал. Были Петр Тодоровский, Николай Цискаридзе, Вениамин Смехов, Владимир Меньшов и другие хорошие люди.

— Оглядываясь на свою жизнь, вы бы хотели что­нибудь изменить в ней?

— Да, страну. Я хотел бы изменить Россию. Она заслуживает лучшей участи. Люди, которые столько пережили и натерпелись, заслуживают лучшей доли, они заслуживают, чтобы уважали их человеческое достоинство, которое никогда у нас не было в чести. С этим нам не везло. Уважению человеческого достоинства не способствовало ни крепостное право, ни сталинизм, ни тоталитарная система, ни сегодняшний день. Мы – как средство восхождения наверх. Можно наобещать и забыть. Я бы хотел, чтобы человек мог родиться в роддоме без тараканов. Чтоб к роженицам было отношение, как к Богоматери. Чтобы воспитатели любили детей, учителя – учеников, врачи – пациентов. Чтобы человек спокойно жил, а не выживал от зарплаты до зарплаты. И чтобы, в конце концов, можно было положить руку на сердце и спеть гимн России даже на слова Михалкова. Мы привыкли к тому, что сначала надо думать о Родине, а потом уже о себе. Но мы должны испытывать к ней благодарность, за то, что она любит нас. Родина не должна быть мачехой, а в нашей стране в большинстве случаев она – мачеха.

 

 

Ирина Юзбекова