Возрастные ограничения: 18+
26 июня 2017
Понедельник

Шестикилометровая афера

№ 15
2012-05-08
Оренбург, УК Оренбургская, ЖКХ

Как за чужой счет отремонтировать многоэтажку, знают в УК «Оренбургская»

В начале апреля на информационной доске стандартной пятиэтажки под №259 по ул. Шевченко появилось уведомление о проведении общего собрания жильцов. Стандартный на первый взгляд документ после вдумчивого изучения поверг жильцов дома в шок. Кто-то даже предположил, что это запоздавшая первоапрельская шутка. За свой счет гражданам предлагалось поменять отопление в подвале, а для этих целей закупить ни много ни мало –  шесть километров трубы, по километру на подвал под каждым подъездом. Здесь задумаешься и про печи в доме собственными руками.

- Там же места не хватит, чтобы запихать такую прорву металла! – недоумевали жильцы.

Помимо тотального затрубливания подвала, собственникам дома предлагалось поменять электропроводку в подъездах, всего-то – 3,5 километра. 

- Так проблемы же нет с электричеством, - чесали затылки огорошенные домовладельцы, - кабель прочный, лежит в коробе – ни воды, ни морозов, ни агрессивной среды. Зачем менять? Это как к стоматологу сходить: вырвать здоровый зуб и вставить новый – чтобы дать возможность заработать врачу.

Первым резонным вопросом задался пенсионер Альберт Лебедев: и сколько с нас за это сдерут? В листке с объявлением ответа не нашлось, точнее, было перечисление кучи разных тарифов, более 20. По какому из них конкретно придется платить – «хитрый» листок умалчивал.

- Мы же в год с дома около миллиона рублей собираем на обслуживание и ремонт, – не унимался дотошный пенсионер. - Не уж-то все потратили работники ЖКХ? А куда потратили? Вроде бы капитально ничего не ремонтировали…

Да пошел ты… собственник

Поохав и обсудив увиденное, жильцы разошлись, а Альберт Лебедев отправил в ООО «Оренбургская управляющая компания» запрос с просьбой предоставить отчет о потраченных в 2011 году средствах. Хотя закон и обязывает предоставлять жильцам отчеты, для управляющей компании он оказался не писан. Ответа пенсионер не дождался. Не предоставили никаких сведений и на общем собрании дома 18 апреля. Хотя в повестке дня вторым пунктом значилось утверждение вывешенного на днях «засекреченного документа». 

- Кворума нет, – сообщили суровые представители управляющей компании, - значит, отчет не покажем.

-Ну, я же собственник! Вы тратите мои деньги! Покажите отчет, – настаивал Лебедев.

 - А вы, товарищ, хоть и собственник, но для нас не авторитет. Ничего показывать не будем! – отрапортовали наглецы.

Собрание так и закончилось – ничем: ответов на свои многочисленные вопросы – куда собираются запихнуть шесть километров трубы, зачем менять проводку, сколько денег сдерут за эти услуги и куда потратили ранее собранные средства – жильцы так и не получили.

Жилищное эльдорадо

В домоуправы стремятся многие – и недаром. Вряд ли кто-то умудрится посчитать, сколько и чего израсходовано и как ремонтировалось, ведь проверить очень трудно. Да и ремонтировать можно каждый год, а то и чаще. Золотое дно, и главное поймать за руку невозможно. Уверены, что и в ситуации с домом по улице Шевченко не найдется инициаторов аферы с заменой труб отопления в подвале. К сожалению, ситуация стандартная. Первый квартал года – время, когда управляющие компании обязаны рассказать, на что именно они потратили собранные от жильцов деньги в прошлом году. Это по закону. А по факту – не очень-то они эти отчеты любят. Хотя именно мы, собственники квартир, наняли управляющую компанию для того, чтобы она чинила в нашем доме общие трубы, чистила дворы, меняла стекла в подъезде и прочее, и, стало быть, вправе требовать от нее отчет. 

Впрочем, вытащить из «жилищников» точные сведения о том, как они израсходовали деньги жильцов, – задача сложная, но осуществимая.

- По закону отчитываться перед нами управкомпания обязана не реже одного раза в год – если иное не указано в договоре управления многоквартирным домом, - разъясняет юрист Руслан Лагвилава. – Причем отчитываться письменно. Если управляющая компания не предоставляет отчета, направьте ее руководителю заявление: предлагаем в срок до такого-то числа предоставить конкретные сведения о поступлениях на лицевой счет дома и выполненных работах. Если руководитель не отвечает, напишите жалобу в районную прокуратуру: считаем, что наши права нарушаются, так как, согласно статье 162 Жилищного кодекса, управляющая организация ежегодно обязана предоставить собственникам отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

В общем – значит никак

Что именно должно быть в отчете? Если компания пишет, что на сантехнические работы было израсходовано, скажем, 100 тысяч рублей, на замену труб еще 70 тысяч – это не отчет. Ведь под эти статьи могут быть списаны расходы, совершенно не имеющие отношения к вашему дому. А главное – вы не можете проверить, соответствует все это реальному положению вещей или нет. Собственник должен знать, куда конкретно пошли его деньги. Должны быть расписаны все затраты на материалы и работы, показаны акты выполненных работ. Акты должны быть подписаны не только управляющей компанией, но и представителем дома. Причем обязательно лицом, уполномоченным на это собственниками. Им может быть старший по подъезду,  председатель домкома, любой собственник, которому остальными будут даны полномочия представлять их интересы по вопросам выполнения договора управления домом и по другим вопросам.  Если выясняется, что указанная в отчете работа не выполнена, собственник вправе заставить компанию вернуть выплаченные собственником деньги: пишите заявление на имя руководителя компании с просьбой вернуть денежные средства, уплаченные за работы, которые не производились или те работы, которые не имеют документального подтверждения. В случае отказа обращайтесь с исковым заявлением в суд. Он назначит экспертизу, которая и должна дать ответ на вопрос – производились ли данные работы. Если нет, то неправомерно списанные деньги вам обязаны вернуть. Причем суд рассматривает дела по защите прав потребителей без обязательной судебной пошлины. 

Леонид Добровольский