Возрастные ограничения: 18+
27 мая 2017
Суббота

Коммунальный беспредел

№ 8
2012-03-12
Оренбург, ЖКХ, слесарь, платные услуги ЖЕУ, Леонид Добровольский

Раннее утро. Пора на работу. Вылезаю из теплой постели и бреду в ванную комнату. Не проснувшись, на полном автомате беру зубную щетку, пасту и только тут соображаю, что стою в луже с неизвестно откуда взявшейся водой. В голове мелькают кадры с перекошенными от гнева лицами соседей, которым я испортил только что сделанный ремонт. И появляется тоскливая мысль: ну, я попал!

Бравый укротитель

Пока мозг судорожно перебирает варианты возможного и недорогого решения предстоящего конфликта, руки действуют самостоятельно, сбрасывая на пол полотенца и грязное белье, накопившееся в стиральной машинке. Побыстрее убрать воду, чтобы она не успела проникнуть к скандальным соседям. Но буквально через полчаса вода вновь стала собираться в небольшую лужицу в центре ванной комнаты. Осмотрев коммуникации, я нашел виновника – туалетный бачок. Откуда-то снизу, из-под него и капала вода. Самостоятельно устранить неисправность я не решился, в жизни придерживаюсь правила: если в чем-то не понимаешь, то лучше не рискуй, доверься тому, кто умеет. Поэтому пришлось звонить в ЖЭК и вызывать слесаря. Бравый укротитель фаянсовых монстров прибыл на следующий день. Профессиональным взглядом осмотрел бачок, полазил под ним руками и удалился, пообещав вернуться завтра, а мне приказал к его приходу приобрести водостойкий герметик и гибочный станок для профиля.

А был ли мастер?

На следующий день мастер вернулся, снял бачок с унитаза, обильно полил герметиком находящуюся между ними резиновую прокладку, содрал с меня сто рублей и удалился.

Починенный им бачок через две недели подмочил репутацию профессионализма  работников ЖЭКа, снова залив водой пол ванной. Пришлось вновь вызывать слесаря. Пришел новый мастер, но история осталось старой – разобрал, залил, содрал, ушел, через две недели – новая лужа. Только чудо хранило соседей от затопления, а мой кошелек – от трат на ремонт их квартиры. Вздохнув от безысходности, в третий раз вызвал мастера. Опять пришел новый сантехник, посмотрел, матюгнулся на коллег приходивших ранее, отослал меня в ближайший магазин сантехники за новой прокладкой, поставил ее и отбыл восвояси, не взяв ни копейки. Протечки прекратились. Но у меня появились вопросы. В каких случаях я должен платить, а в каких нет? Есть ли расценки на те или иные виды работ? И существует ли гарантия на ремонт?

Никого нет дома

В обслуживающей мой дом управляющей компании «Южная» секретарь три дня подряд горестно сообщала, что начальство в полном составе не на месте. Оно отсутствовало утром, днем и после обеда. Соответственно, ответов на свои вопросы я не получил, зато стала ясна причина моих коммунальных мытарств: нет управленцев, нет и нормальной работы. В Управляющей компании «Оренбургская» все находились на своих местах и согласились прокомментировать ситуацию:

 - Жильцы ежемесячно вносят плату за содержание и ремонт жилья, - пояснила пресс-секретарь управляющей компании «Оренбургская» Дарья Беликова,  - на эти средства и производится ремонт, а также обслуживание общедомовых помещений и коммуникаций. А вот устранение неполадок внутри квартиры – за дополнительную плату. На каждый вид работ есть соответствующий прейскурант, он должен быть вывешен в каждом ЖЭУ. Цены рассчитываются управляющей компанией самостоятельно. В зависимости от затрат, изношенности дома и количества квартир в нем стоимость услуг может меняться. Если жилец считает, что услуги его управляющей компании слишком дороги, он вправе обратиться в соседнюю или привлечь, к примеру, рекомендованных друзьями работников.

Виртуальный список

Заглянув по дороге домой в ЖЭУ, обслуживающее мой дом, на доске информации, к сожалению, не обнаружил списка дополнительных услуг за отдельную плату. Поинтересовался у секретаря в приемной, где же он.Секретарь затушевалась, поинтересовалась, кто я и для чего мне список. Потом долго искала его в столе, не нашла, но вспомнила: «Да, он поистрепался, вот его перепечатать и отдали». К слову, наша редакция провела эксперимент: каждый из журналистов заходил в ЖЭУ по месту жительства и пытался найти список дополнительных услуг. Из 12 эксплуатационных участков список обнаружился лишь в трех. Припомнив все случаи, когда для устранения поломок вызывался сантехник, никто из сотрудников редакции, не смог вспомнить, что дежурная, принимавшая вызов, сообщала, что существует расценки, гарантийные сроки и официальная оплата. Сложилось впечатление, что цены на услуги ЖКХ – тайна, оберегаемая работниками ЖЭУ от жильцов.

Совестливый слесарь

К слову, выходя из своего «родного» гостеприимного ЖЭУ встретил на крыльце одиноко курящего мужичка в рабочей спецовке. Разговорились. Оказался местный сантехник.  После совместно выкуренной сигареты и заверений в полной анонимности мастер поведал мне процесс ценообразования на сером рынке жилищно-коммунальных услуг.

 – Понимаешь, - начал он доверительно, -  хозяин – барин! Хочешь официально платить – вызывай работника ЖЭКа и требуй квитанции об оплате. Он обязан будет тебе ее дать. Если хочешь подешевле – договаривайся. Хотя мало кто знает о существовании официальных расценок. Если слесарь порядочный, он больше положенного не возьмет, но есть такие «умельцы»: за замену прокладки они сдерут с тебя втрое дороже, да еще умудрятся убедить, что твой  абсолютно новый смеситель нужно срочно поменять, конечно же, за дополнительную плату.

Как только вопрос зашел о гарантии  выполненного ремонта, слесарь погрустнел.

 - Если совесть у человека есть, то он придет и переделает, - продолжил рассказ работник ЖЭУ. - Иногда придешь по вызову, а там надо всего лишь подтянуть гайку или прокладку поменять, работы на минуту, стыдно деньги брать у бабульки, но совестливых мало. Чаще жильцы просто вновь вызывают очередного дежурного работника, а не ищут того, кто им раньше чинил «по совести».  В соседнем ЖЭУ ребята на этом деньги делают, чинят специально так, чтобы через три-четыре недели опять потекло или сломалось. С одной квартирой такой фокус безболезненно прокатывает два-три раза в год. Это их дополнительный кусок масла на краюху хлеба. Если хочешь гарантии – лучше официально платить. Тогда можно требовать, чтобы пришли и переделали.

Ремонт с гарантией

Чтобы официально вызвать слесаря, телефонного звонка вполне достаточно. Вызов фиксируется в журнале диспетчера и мастера. Если вы сами не можете сформулировать, в чем заключается поломка, на дом должен прийти мастер, оценить работу, составить смету и ознакомить вас с ней. Только в этом случае можно заплатить деньги мастеру «на руки», а он должен выдать вам квитанцию и назначить время, когда придет слесарь. После выполнения работы слесарь обязан оставить гарантийный талон.

Если вы точно знаете, что вам нужно починить, заменить или исправить, идите в ЖЭУ и оплачивайте услугу. После этого оговариваете с мастером, когда и во сколько он придет, вручаете ему чек об оплате и показываете перечень работ. Для подстраховки один экземпляр этого документа остается у вас, второй - в ЖЭУ. Если слесарь не пришел в назначенное время, смело жалуйтесь в ЖЭУ. После того как специалист закончит свое дело, в ЖЭУ составляется акт о выполненных работах. Если услуга была оказана в ненадлежащем виде, так и отметьте в документе. В последующем, если срок гарантии был нарушен, это поможет заставить сантехника проделать ту же процедуру, но уже бесплатно.

Чей колхоз?

Система отопления дома – камень преткновения жителей дома и работников ЖКХ. Вроде бы батарея находится в квартире и ответственность за нее несет хозяин, но с другой стороны – она неотъемлемая часть общей системы, а за общедомовое владение отвечает управляющая компания. 

 - В данном вопросе в российских законах можно найти весьма противоречивые сведения, – объясняет ситуацию юрист Руслан Лагвилава. - Жилищный кодекс РФ относит внутриквартирные батареи к имуществу собственника жилья, в то время как из Постановления Правительства РФ №491, оговаривающего правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, следует, что содержание и ремонт внутриквартирных батарей должно осуществляться за счет средств всех собственников. В итоге возник некий правовой казус, который в жизни воплотился в следующую систему. Если у вас стоят батареи, поставленные во время СССР, то работники ЖКХ будут приходить к вам и устранять неисправности бесплатно, то есть следить вроде бы как за общедомовым имуществом. Но стоит вам поменять батареи на современные, тут же все неисправности начнут устранять за ваш счет. Многоквартирный дом является сложным техническим организмом и в нем достаточно проблематично по справедливости поделить все имущество на «мое – чужое». Если проблемы с отоплением и споры с ЖЭУ постоянны, то можно вместе с другими соседями-собственниками поднять этот вопрос  на общем собрании жильцов.

P.S.

Просматривая обращения граждан с подобными проблемами, нашел большое количество материалов, убеждающих, что часть  услуг ЖЭУ обязана предоставляться жильцам бесплатно. Обзвонив семь управляющих компаний города Оренбурга, выяснил, что существует только список платных услуг, о бесплатных никто не слышал и сама мысль о существовании такового приводит коммунальщиков в ужас. Проведя небольшое расследование, выяснил, что существует Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», где к пункту 2.2.1. существует приложение с бесплатным списком услуг. Вот только сей список рекомендуется, а не обязывается. Нетрудно догадаться, что оренбургские бизнесмены от ЖКХ рекомендацию игнорируют. В ряде крупных регионов России на областном или муниципальном уровне местные законодательные органы приняли бесплатный список и заставили управляющие компании оказывать часть услуг безвозмездно. Будем надеяться, что и Оренбургский Горсовет, взяв на вооружение опыт коллег, когда-нибудь встанет на сторону жителей областного центра...

Леонид Добровольский