Возрастные ограничения: 18+
26 апреля 2017
Среда

Главное на сегодня

Осаго, Каска, мошенники, автолюбители, водители, полицейские, ОПГ, преступники,
ОПГ распространяла поддельные документы по 19 городам и Оренбургу в том числе

Вход в систему

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Черный рынок высшего образования

№ 10
2012-03-27
высшее образование, дипломные и курсовые работы

Кто пишет дипломы и курсовые за сегодняшних студентов 

(Фамилии и имена героев изменены)

Работа или учеба

Анастасии Мельниковой 25 лет. Сейчас живет и работает она в Москве, куда пару лет назад переехала из Оренбурга.

- В Оренбург я приехала из Новотроицка, - рассказывает девушка.- Такая типичная провинциалка, уверенная, что в большом городе все будет по-другому. Удивительно легко прошла по конкурсу на экономический факультет одного из вузов, вселилась в общежитие.

Однако там Настя быстро поняла, что в большом городе и денег нужно больше.

- Того, что присылали родители,  катастрофически не хватало, стипендия – копейки. И тогда я решила пойти работать.

Официантка, распространитель, менеджер по продажам – Настя перепробовала все.

- Наконец остановилась на одном из кафе. Работать приходилось допоздна, но ради денег тогда я готова была жертвовать чем угодно – даже учебой.

Пары девушка посещала редко, на сессию брала пару недель неоплачиваемого отпуска.

- Я слишком много пропускала, родители ничего не знали, а преподаватели на многое закрывали глаза. С зачетами-экзаменами справлялась кое-как, но на курсовые времени не хватало.

Тогда Настя и решила обратиться по объявлению.

- Оказалось, это очень удобно, сначала просишь у преподавателя какую-нибудь теоретическую тему, платишь исполнителю не такие уж большие деньги – около тысячи рублей, а потом получаешь готовую работу, которую остается только прочитать.

Анонимность превыше всего

Ситуация скорее банальна, чем удивительна. Студентам требуются деньги, преподавателям – посещаемость и сдача этапных работ. Объявлений  курсовые и дипломные проекты на остановках города - сотни, я набираю несколько номеров, однако на том конце провода от встречи с журналистом отказываются. Наконец, один человек соглашается, но на условиях полной анонимности.

С Николаем мы встречаемся в небольшом кафе.

- Николай, в вашем объявлении значится, что вы пишете работы по экономическим дисциплинам, кем вы работаете?

- Я преподаватель одного из оренбургских вузов, правда, в скором времени собираюсь переезжать в другой город. Образование экономическое, писать курсовые и дипломы стал, будучи аспирантом. Это неплохая прибавка к зарплате. Одна курсовая – 2000-3000 рублей, диплом – 13-15 тысяч.

- Не боитесь наткнуться на собственного студента?

- Я работаю через посредника, с которым вы связывались. Он знает моих студентов, в этом бизнесе, если его можно так назвать, все достаточно отлажено и риски минимальны. Хотя несколько раз мне приходилось проверять и засчитывать студентам собственные работы.

- Но это же смешно!

- Да, это забавно. Но с другой стороны, нужно понимать, что не все приходят в институт за качественным образованием – кому-то нужна просто корочка. Такие в основном и покупают дипломы, курсовые, да и что скрывать – оценки по экзаменам и зачеты.

Мораль уже не та

- Значит, по вашим словам, наше образование абсолютно продажно?

- А это и не секрет! Каждый, кто учился в вузе, об этом знает. То, о чем мы читаем в СМИ – взятки и увольнения – лишь верхушка огромного айсберга. Не спорю, есть честные преподаватели, договориться с которыми просто нереально. Но далеко не все. К тому же у студента всегда есть обходные пути.

- Например?

- Заведующие кафедрами, знакомые, через которых можно поставить нужную печать. Зачастую ты даже не знаешь, с кем имеешь дело – сеть работает анонимно, но в большинстве случаев безотказно.

- Ну а вы, как элемент этой сети, не считаете, что должны бороться за качественное образование?

- Нет, каждый сам завоевывает свое место под солнцем.

Педагоги и психологи – самые честные

- Какие специальности более востребованы в объявлениях?

- Пройдитесь по городу и посмотрите – экономические и юридические дисциплины, менеджмент.

- Почему?

- Несложно и самому догадаться. Например, делать за архитектора дипломный проект – дело неблагодарное. Слишком много возни с чертежами и расчетами, хотя, возможно, есть и такие умельцы. В педагогику и психологию чаще идут немного другие студенты – в основном это деревенские девочки, а потому там тоже не слишком-то разгуляешься. А экономика, управление, юриспруденция – отрасль обширная, студентов много. И особенно много тех, кто, повторюсь, пришел за корочкой.

- Сколько работ вы пишите?

- Три-четыре диплома в год, около 10 курсовых.

- Это же сложно!

- Многие делают еще больше! В объявлениях обычно стоит условие – только типовые расчеты. Это основа всего. Такая курсовая – далеко не творческая или интересная, она типичная. Со стандартными фразами, банальным списком литературы. На ее написание редко уходит больше одного вечера, диплома – недели.

- Но ведь и качество тогда оставляет желать лучшего.

- Да. Обычно это тройка или четверка. Очень  редко – пятерка. Но я повторюсь – тем, кто заказывает работы, редко нужны хорошие оценки.

- А если вдруг работу возвращают на доработку и студент приходит к вам…

- Такое тоже бывало. Однажды девочке, хорошистке, поставили тройку. Она вернулась и стала требовать обратно деньги, просила переделать работу, постоянно звонила. Пришлось взяться за это снова, сделать все действительно хорошо. С тех пор я стараюсь почаще менять номер телефона.

Интернет не помощник

- Как отличить студенческую работу от преподавательской?

- Практически никак. Разве что студент, не посещавший консультации, вдруг приносит сносную курсовую. Но порой какой-то нестандартный ход, небанальные выводы и решения говорят, что работа написана самостоятельно. Заказные курсовые – это все-таки конвейер, а не штучный товар.

- Скачиваете работы с Интернета?

- Нет, у меня есть шаблоны, я знаю необходимые источники. С Интернета работы скачивают уже сами студенты. Почему-то им не приходит в голов, что эту курсовую сдали до него еще 5-7 студентов этого же вуза и зачастую этому же преподавателю.

Оборот в несколько миллионов

По данным министерства образования Оренбургской области, сегодня в 32 высших учебных заведениях Оренбуржья обучаются 80,5 тысячи студентов. Если хотя бы сотая их часть закажет одну-единственную курсовую, то годовой оборот черного рынка высшего образования составит больше полутора миллионов рублей. И это только курсовые работы. Сотни заочников заказывают расчет контрольных, сотни студентов – ленятся писать дипломы. А если учесть еще зачеты, экзамены и отработки? Суммы получатся огромными даже в масштабах отдельно взятой области. Рассчитать же, сколько реально денег уходит в бездну псевдообразования, практически невозможно.

Университетские фильтры

За разъяснением, как проходит подготовка и защита выпускной квалификационной работы и каким образом студентам все-таки удается обойти систему, мы обратились к проректору по учебной работе ОГУ Александру Проскурину.

- Главная цель образовательного процесса в любом заведении – обеспечить условия для качественного образования. Для этого утверждается государственный образовательный стандарт, который существует по всем специальностям и направлениям подготовки. Обязательным элементом образовательной деятельности является не только обучение, но и контроль качества подготовки. Как известно, он осуществляется в форме текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации студента. Итоговая аттестация – заключительный этап обучения в университете. Этот период особо оговаривается в государственных стандартах и отражается во всех графиках учебного процесса.

- Как проходит подготовка и защита ВКР?

- ВКР студенты готовят в течение определенного времени, которое указывается в графиках учебного процесса, потом студенты защищают работу перед государственной аттестационной комиссией. В соответствии с положением об итоговой аттестации выпускников, каждому студенту утверждается тема его ВКР, она формируется по предложению выпускающей кафедры.

- Можно ли договориться заранее о какой-то теме с преподавателями?

- Это достаточно сложно. К тому же все студенты проходят  преддипломную практику на предприятиях, а материалы для подготовки ВКР они собирают по конкретным предприятиям и организациям. Все темы ВКР утверждаются приказом ректора. Работа ведется строго по графику. Студенты показывают материалы руководителю, ход дипломного проектирования рассматривается на заседаниях выпускающих кафедр и советах факультетов.

- А если студент не является на консультации, а перед защитой приносит отличную готовую работу. Как поступают в таком случае?

- Студенты, которые не укладываются в графики или не консультируются с дипломными руководителями, вызывают на заседание кафедры. Невыполнение или игнорирование графика может повлечь за собой отчисление. У нас такие случаи были, хотя их немного. В ходе выполнения ВКР руководителю и заведующему кафедры предельно ясно – сам студент работает или же пользуется чьими-то услугами.

- Но ведь можно скачать или заказать работу и носить ее частями, выдавая за свою, а потом спокойно и успешно защититься…

- Сложно сказать, если у нас откровенный плагиат или нет. Защиту принимает ГАК, которая формируется за полгода до этого. Председатель ГАК утверждается в министерстве образования и науки РФ. Но в состав комиссии обязательно включаются не только сотрудники университета, но и будущие работодатели. Защита проходит в открытом режиме, каждый имеет право задать любой вопрос. И по тому, как отвечает студент, всегда предельно четко и ясно видно – работал ли он самостоятельно, насколько хорошо разбирается в предложенной теме. Надо сказать, несмотря на то, что 80% наших выпускников защищают ВКР на хорошо и отлично, бывают и неудовлетворительные оценки. К тому же на некоторых кафедрах работает система антиплагиат, которая проверяет работу на совпадение с Интернет-источниками.

- С ваших слов получается, что все довольно строго и обойти систему никак нельзя. Но многочисленные объявления на остановках говорят об обратном. При этом закон экономики гласит, что спрос рождает предложение. Неужели предложение есть, а спроса нет?

- Да, объявлений много, спорить не стану. Сам я такими предложениями не пользовался, студентов, которые бы этим воспользовались, я тоже не знаю. Однако, прибегнув к подобного рода услугам, я уверен, большую часть работу студент вынужден будет выполнять самостоятельно, чтобы сделать ее в соответствии с требованиями, которые предъявляет кафедра. А чтобы успешно защититься, нужно еще и хорошо в этой работе разбираться. Это особенно ярко видно на инженерных специальностях.

- Инженеры архитекторы – возможно, но такие предложения особенно распространены в области экономики, юриспруденции. Может быть, очники и не станут тратить свои деньги, но заочники, которые приходят в институт за корочкой, неужели среди них процент успешно защитившихся так же высок?

- Для обучения  в университете есть две мотивации. Первая – это получить образование, чтобы комфортно чувствовать себя в профессиональной среде. Вторая – просто получить документ о высшем образовании. Он, как правило, нужен людям уже состоявшимся в жизни. Именно они и идут на заочную форму обучения. И среди них, возможно, есть те, кто ищет – кто бы за них сдал, написал и как-то помог. Но нельзя забывать, что все они проходят через ГАК  получают дипломы, только подтвердив квалификацию.

 

Юлия Проценко

Выбор читателей

Верните, видеозапись, вор, кража, мужчина, уголовное наказание, хуже будет, чужи
Среда, 26 Апреля
Обратите внимание на эту фотографию...кто знает злоумышленника? (видео)