Возрастные ограничения: 18+
28 июня 2017
Среда

Черный рынок высшего образования

№ 10
2012-03-27
высшее образование, дипломные и курсовые работы

Кто пишет дипломы и курсовые за сегодняшних студентов 

(Фамилии и имена героев изменены)

Работа или учеба

Анастасии Мельниковой 25 лет. Сейчас живет и работает она в Москве, куда пару лет назад переехала из Оренбурга.

- В Оренбург я приехала из Новотроицка, - рассказывает девушка.- Такая типичная провинциалка, уверенная, что в большом городе все будет по-другому. Удивительно легко прошла по конкурсу на экономический факультет одного из вузов, вселилась в общежитие.

Однако там Настя быстро поняла, что в большом городе и денег нужно больше.

- Того, что присылали родители,  катастрофически не хватало, стипендия – копейки. И тогда я решила пойти работать.

Официантка, распространитель, менеджер по продажам – Настя перепробовала все.

- Наконец остановилась на одном из кафе. Работать приходилось допоздна, но ради денег тогда я готова была жертвовать чем угодно – даже учебой.

Пары девушка посещала редко, на сессию брала пару недель неоплачиваемого отпуска.

- Я слишком много пропускала, родители ничего не знали, а преподаватели на многое закрывали глаза. С зачетами-экзаменами справлялась кое-как, но на курсовые времени не хватало.

Тогда Настя и решила обратиться по объявлению.

- Оказалось, это очень удобно, сначала просишь у преподавателя какую-нибудь теоретическую тему, платишь исполнителю не такие уж большие деньги – около тысячи рублей, а потом получаешь готовую работу, которую остается только прочитать.

Анонимность превыше всего

Ситуация скорее банальна, чем удивительна. Студентам требуются деньги, преподавателям – посещаемость и сдача этапных работ. Объявлений  курсовые и дипломные проекты на остановках города - сотни, я набираю несколько номеров, однако на том конце провода от встречи с журналистом отказываются. Наконец, один человек соглашается, но на условиях полной анонимности.

С Николаем мы встречаемся в небольшом кафе.

- Николай, в вашем объявлении значится, что вы пишете работы по экономическим дисциплинам, кем вы работаете?

- Я преподаватель одного из оренбургских вузов, правда, в скором времени собираюсь переезжать в другой город. Образование экономическое, писать курсовые и дипломы стал, будучи аспирантом. Это неплохая прибавка к зарплате. Одна курсовая – 2000-3000 рублей, диплом – 13-15 тысяч.

- Не боитесь наткнуться на собственного студента?

- Я работаю через посредника, с которым вы связывались. Он знает моих студентов, в этом бизнесе, если его можно так назвать, все достаточно отлажено и риски минимальны. Хотя несколько раз мне приходилось проверять и засчитывать студентам собственные работы.

- Но это же смешно!

- Да, это забавно. Но с другой стороны, нужно понимать, что не все приходят в институт за качественным образованием – кому-то нужна просто корочка. Такие в основном и покупают дипломы, курсовые, да и что скрывать – оценки по экзаменам и зачеты.

Мораль уже не та

- Значит, по вашим словам, наше образование абсолютно продажно?

- А это и не секрет! Каждый, кто учился в вузе, об этом знает. То, о чем мы читаем в СМИ – взятки и увольнения – лишь верхушка огромного айсберга. Не спорю, есть честные преподаватели, договориться с которыми просто нереально. Но далеко не все. К тому же у студента всегда есть обходные пути.

- Например?

- Заведующие кафедрами, знакомые, через которых можно поставить нужную печать. Зачастую ты даже не знаешь, с кем имеешь дело – сеть работает анонимно, но в большинстве случаев безотказно.

- Ну а вы, как элемент этой сети, не считаете, что должны бороться за качественное образование?

- Нет, каждый сам завоевывает свое место под солнцем.

Педагоги и психологи – самые честные

- Какие специальности более востребованы в объявлениях?

- Пройдитесь по городу и посмотрите – экономические и юридические дисциплины, менеджмент.

- Почему?

- Несложно и самому догадаться. Например, делать за архитектора дипломный проект – дело неблагодарное. Слишком много возни с чертежами и расчетами, хотя, возможно, есть и такие умельцы. В педагогику и психологию чаще идут немного другие студенты – в основном это деревенские девочки, а потому там тоже не слишком-то разгуляешься. А экономика, управление, юриспруденция – отрасль обширная, студентов много. И особенно много тех, кто, повторюсь, пришел за корочкой.

- Сколько работ вы пишите?

- Три-четыре диплома в год, около 10 курсовых.

- Это же сложно!

- Многие делают еще больше! В объявлениях обычно стоит условие – только типовые расчеты. Это основа всего. Такая курсовая – далеко не творческая или интересная, она типичная. Со стандартными фразами, банальным списком литературы. На ее написание редко уходит больше одного вечера, диплома – недели.

- Но ведь и качество тогда оставляет желать лучшего.

- Да. Обычно это тройка или четверка. Очень  редко – пятерка. Но я повторюсь – тем, кто заказывает работы, редко нужны хорошие оценки.

- А если вдруг работу возвращают на доработку и студент приходит к вам…

- Такое тоже бывало. Однажды девочке, хорошистке, поставили тройку. Она вернулась и стала требовать обратно деньги, просила переделать работу, постоянно звонила. Пришлось взяться за это снова, сделать все действительно хорошо. С тех пор я стараюсь почаще менять номер телефона.

Интернет не помощник

- Как отличить студенческую работу от преподавательской?

- Практически никак. Разве что студент, не посещавший консультации, вдруг приносит сносную курсовую. Но порой какой-то нестандартный ход, небанальные выводы и решения говорят, что работа написана самостоятельно. Заказные курсовые – это все-таки конвейер, а не штучный товар.

- Скачиваете работы с Интернета?

- Нет, у меня есть шаблоны, я знаю необходимые источники. С Интернета работы скачивают уже сами студенты. Почему-то им не приходит в голов, что эту курсовую сдали до него еще 5-7 студентов этого же вуза и зачастую этому же преподавателю.

Оборот в несколько миллионов

По данным министерства образования Оренбургской области, сегодня в 32 высших учебных заведениях Оренбуржья обучаются 80,5 тысячи студентов. Если хотя бы сотая их часть закажет одну-единственную курсовую, то годовой оборот черного рынка высшего образования составит больше полутора миллионов рублей. И это только курсовые работы. Сотни заочников заказывают расчет контрольных, сотни студентов – ленятся писать дипломы. А если учесть еще зачеты, экзамены и отработки? Суммы получатся огромными даже в масштабах отдельно взятой области. Рассчитать же, сколько реально денег уходит в бездну псевдообразования, практически невозможно.

Университетские фильтры

За разъяснением, как проходит подготовка и защита выпускной квалификационной работы и каким образом студентам все-таки удается обойти систему, мы обратились к проректору по учебной работе ОГУ Александру Проскурину.

- Главная цель образовательного процесса в любом заведении – обеспечить условия для качественного образования. Для этого утверждается государственный образовательный стандарт, который существует по всем специальностям и направлениям подготовки. Обязательным элементом образовательной деятельности является не только обучение, но и контроль качества подготовки. Как известно, он осуществляется в форме текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации студента. Итоговая аттестация – заключительный этап обучения в университете. Этот период особо оговаривается в государственных стандартах и отражается во всех графиках учебного процесса.

- Как проходит подготовка и защита ВКР?

- ВКР студенты готовят в течение определенного времени, которое указывается в графиках учебного процесса, потом студенты защищают работу перед государственной аттестационной комиссией. В соответствии с положением об итоговой аттестации выпускников, каждому студенту утверждается тема его ВКР, она формируется по предложению выпускающей кафедры.

- Можно ли договориться заранее о какой-то теме с преподавателями?

- Это достаточно сложно. К тому же все студенты проходят  преддипломную практику на предприятиях, а материалы для подготовки ВКР они собирают по конкретным предприятиям и организациям. Все темы ВКР утверждаются приказом ректора. Работа ведется строго по графику. Студенты показывают материалы руководителю, ход дипломного проектирования рассматривается на заседаниях выпускающих кафедр и советах факультетов.

- А если студент не является на консультации, а перед защитой приносит отличную готовую работу. Как поступают в таком случае?

- Студенты, которые не укладываются в графики или не консультируются с дипломными руководителями, вызывают на заседание кафедры. Невыполнение или игнорирование графика может повлечь за собой отчисление. У нас такие случаи были, хотя их немного. В ходе выполнения ВКР руководителю и заведующему кафедры предельно ясно – сам студент работает или же пользуется чьими-то услугами.

- Но ведь можно скачать или заказать работу и носить ее частями, выдавая за свою, а потом спокойно и успешно защититься…

- Сложно сказать, если у нас откровенный плагиат или нет. Защиту принимает ГАК, которая формируется за полгода до этого. Председатель ГАК утверждается в министерстве образования и науки РФ. Но в состав комиссии обязательно включаются не только сотрудники университета, но и будущие работодатели. Защита проходит в открытом режиме, каждый имеет право задать любой вопрос. И по тому, как отвечает студент, всегда предельно четко и ясно видно – работал ли он самостоятельно, насколько хорошо разбирается в предложенной теме. Надо сказать, несмотря на то, что 80% наших выпускников защищают ВКР на хорошо и отлично, бывают и неудовлетворительные оценки. К тому же на некоторых кафедрах работает система антиплагиат, которая проверяет работу на совпадение с Интернет-источниками.

- С ваших слов получается, что все довольно строго и обойти систему никак нельзя. Но многочисленные объявления на остановках говорят об обратном. При этом закон экономики гласит, что спрос рождает предложение. Неужели предложение есть, а спроса нет?

- Да, объявлений много, спорить не стану. Сам я такими предложениями не пользовался, студентов, которые бы этим воспользовались, я тоже не знаю. Однако, прибегнув к подобного рода услугам, я уверен, большую часть работу студент вынужден будет выполнять самостоятельно, чтобы сделать ее в соответствии с требованиями, которые предъявляет кафедра. А чтобы успешно защититься, нужно еще и хорошо в этой работе разбираться. Это особенно ярко видно на инженерных специальностях.

- Инженеры архитекторы – возможно, но такие предложения особенно распространены в области экономики, юриспруденции. Может быть, очники и не станут тратить свои деньги, но заочники, которые приходят в институт за корочкой, неужели среди них процент успешно защитившихся так же высок?

- Для обучения  в университете есть две мотивации. Первая – это получить образование, чтобы комфортно чувствовать себя в профессиональной среде. Вторая – просто получить документ о высшем образовании. Он, как правило, нужен людям уже состоявшимся в жизни. Именно они и идут на заочную форму обучения. И среди них, возможно, есть те, кто ищет – кто бы за них сдал, написал и как-то помог. Но нельзя забывать, что все они проходят через ГАК  получают дипломы, только подтвердив квалификацию.

 

Юлия Проценко