Возрастные ограничения: 18+
27 мая 2017
Суббота

Черный пиар: шекспировская версия

№ 41
2011-09-16
Соблазнение

В Оренбургском драматическом театре поставили спектакль о «выборах» ХV века.

Новый театральный сезон открыт постановкой трагедией Уильяма Шекспира «Ричард III» в постановке народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ Рифката Исрафилова. Историю «выборов» короля Англии, как обманами и кровавыми злодеяниями герцог Глостер расчищал себе дорогу к английской короне, поневоле сравниваешь с современностью.

В предложенной на оренбургской сцене версии трагедии есть что-то неистребимо молодежное. И дело даже не в том, что в ней занято достаточное количество молодых актеров театра, а оттого, что декорации и их использование в игре «мобильны» и современны. Первое, что бросается в глаза при входе в зал – музейные экспонаты: скелет динозавра, потрепанный временем автомобиль, стойка с телевизором, по которому неожиданно транслируют современные новости.  Сидя у экрана, главный герой начинает свои главные откровения. Создается впечатление, что мы – посетители исторического музея, а роль экскурсовода исполняет сам Ричард III. Изощренная техника спектакля, наличие каких-то экстраординарных, казалось бы, выбивающихся из целостного восприятия постановки приспособлений, предметов и режиссерских выдумок, которыми заняты руки и головы актеров, вовсе не мешают уловить главную идею. Наоборот, благодаря этому трагедия получилась стильной и форматной. Вдруг появляющийся ноутбук в руках героев ХV века, многочисленные пачки цветных газет, ящики современных спиртных напитков, радиосвязь на фоне средневекового  боя, стражники в штатском, заказные убийцы в обличии врачей-реаниматологов, струйками льющаяся кровь на лобовом стекле раритетного авто – это лишь маленьких список достопримечательностей всей кровавой истории. Впечатление усиливает и мастерски созданное художником-постановщиком пространство, таящее в себе возможность разнообразных метаморфоз. Во время смертного часа Ричарда фоновая картинка из мятой парусиновой ткани начинает вздуваться, из «волн» появляются лица невинно убитых, произносящие проклятья. Страшно? Очень. А ведь напугать современного зрителя  - задача не из легких.

«Ричард III» - это спектакль, где актеры драмтеатра работают очень слаженно и достойно. Прекрасна Алсу Шамсутдинова в роли леди Анны, игра которой вызывает у публики самую живую реакцию. А Герцог Бекингем исполнен Борисом Кругловым просто образцово – его геройская фактура, органика, искренность поведения на сцене располагают к себе. Олег Ханов, исполняющий роль главного героя темпераментно и страстно, по-настоящему омерзителен, он интересен в каждое чудное мгновение своего пребывания на сцене. Его Ричард забавен даже в подлости, творя зло умело и азартно. А красноречие героя безропотно убеждает: Ричард – умник, каверзник и великий актер. Когда же он «примеряет» корону, становится ясно, что завладеть троном для него не главное. Он находит удовольствие в манипулировании людьми, очернении противников и выставлении себя в лучшем свете. Узнаете тонкости черного пиара в современную эпоху? Злой интриган в игрушечной короне – случай из нашего времени.

Татьяна Варганова