Posted 3 августа 2018,, 11:48

Published 3 августа 2018,, 11:48

Modified 17 октября 2022,, 16:12

Updated 17 октября 2022,, 16:12

В школе нет места для учителя: что у нас творят с педагогами?

3 августа 2018, 11:48
Накануне в ОНФ сообщили довольно тревожную статистику: в школах не хватает педагогов по ряду предметов. Более того, учителя, особенно молодые, массово бегут из школы.

Об этом нерадостном «открытии» на прошлой неделе сообщила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Мониторинг, проведённый ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования», показал, что 39% школ испытывают нехватку или не имеют преподавателей по иностранному языку, 30% — по русскому языку и литературе, 26% остались без учителей начальных классов.

- Практически все регионы в авральном порядке, до сентября, пытаются залатать кадровые дыры. Например, в Липецке по состоянию на прошлую неделю было открыто 32 вакансии учителя, - пишут "Новые известия".

До сегодняшнего дня они свободны. Может быть, потому, что в 80% объявлений работодатели указали заработную плату всего в 16 000 руб. Но у 12,5% предложений зарплата 16 000 - 32 000 руб., у 3,1% - от 48 000 до 64 000 руб., а желающих что-то нет. На Орловщине, судя по рекламному сайту, острая нужда в учителях математики и информатики, тех и других приглашают на 20 000 рублей. Одна сельская школа обещает платить учителю начальных классов целых (!) 70 000 рублей и дополнительные дотации в виде мешка зерна после сбора урожая, трех кг мяса в месяц по себестоимости и бесплатное молоко в школьной столовой.

- Все это вранье. Приличными зарплатами и плюшками они только зазывают, получать ты будешь ровно столько, чтобы хватало на еду и коммуналку, а донашивать придется то, что тебе купила мама к окончанию института, - написано под одним из объявлений.

«НИ» провели мониторинг мнений преподавателей и выяснили, почему в школах так остро стоит кадровый вопрос, что пугает специалистов в первую очередь и как работают те, кто еще не уволился.

Ольга, 24 года. Работает учителем истории и обществознания. Рассказывает, почему осталась:

- В школу меня не взяли, не было свободного места. В Орле полно выпускников истфака, приходят, устраиваются, а через пару месяцев бегут от детей как черт от ладана. А я плакала, что мой педагогический багаж пропадает. Через год позвали в школу, которая слыла новаторской. Я живу с родителями, своей семьи у меня пока нет, поэтому готова быть с учениками чуть ли не круглые сутки. Но у меня нет этого времени, его сжирает бесконечная бюрократия. Отчётность нужна вышестоящим чиновникам ежедневно. А ведь есть еще и директор, и завучи, которым тоже нужна от меня куча бумаг. Большая проблема эти бумажки. Какие-то отчёты совсем не нужны. К примеру, у нас есть обычный журнал и электронный, записи в них дублируются. Зачем? Министерство спустило приказ - делаем, чтобы не получить "по голове". С детьми я не устаю, выматывает вот эта вот формальная писанина. Директриса как-то сказала, что "с детьми у вас получается, не принимайте близко к сердцу ненужную работу, когда-нибудь ее отменят". Я на это надеюсь. Но безумно жаль времени -его воруют не только у педагога, прежде всего у детей".

- «Новая школа» оказалась кондовой бюрократией. Мне кажется, что смена веков совпала со сменой очень важной парадигмы в средней школе. 90-е годы для учителей были нищими годами. Потом как-то наладилось — деньги стали платить. В 98-м грянул дефолт, и относительно небольшая зарплата учителя превратилась в унижение. В 90-е в школе присутствовал элемент творчества учителя. Новаторства. Но чиновникам не нравится неконтролируемое творчество, поэтому начались отчёты, планы, таблицы. С XXI века творчество из школы было убрано и заменено менеджментом, отчётностью, а потом и натаскиванием к олимпиадам и ЕГЭ. При этом зарплата учителя, что бы ни вещали с высоких трибун, мала. Сытые бюрократы показывают, что учитель — неудачник, безграмотные самоуверенные представители Рособрнадзора дают понять, что учителя работают неправильно. Кто же захочет примерить на себя такую репутацию? Вот потому зачастую и не идут в школу работать наиболее умные творческие студенты педвуза, - говорит преподаватель Новосибирского пединститута Юрий Крылов, начавший работать в школе в 1995 году и покинувший ее в XXI веке.

Общий стон на учительских форумах: школа держится в основном на старых кадрах, которые не могут и не хотят меняться.

- Такие учителя безропотно занимаются лишней работой: по первому требованию ходят на демонстрации, митинги, сидят на выборах, первыми бегут мести территорию - и только за это их надо считать наставниками молодых? На самом деле ничего кроме учебника они не знают, методы воспитания – «как у Макаренко»: «Сядь на место, не обрехивайся! С родителями - в школу», ну и всякое такое, что вызывает у ребят ассоциации с палочной дисциплиной и часто отвращает от предмета. После одной такой «бабушки» я пришла преподавать английский в девятый класс – не все даже алфавит знали. На мое недоумение ученики отвечали, что предыдущая учительница раньше вела труд и по пол-урока рассказывала, что в будущем важнее уметь работать руками, а не языком,пишет Наталья из Оренбурга.

Никто не говорит, что всех надо поголовно увольнять и набирать молодых. Нет, мэтров надо оставлять, они должны следить за работой, сохранять традиции и регулировать непростые отношения с коллективом и родителями. Но если бы в школе платили больше, туда бы с охотой шли еще и молодые ребята.

С этим как раз ужас, ужас и ужас. Даже настоящее призвание, если оно оплачивается в размере минимальной оплаты труда, не способно удержать в школе молодого творца. Остаётся только подработка... Но для учителя, особенно для сельского, это явление из области фантастики, дружно подтверждают в Сети. Впрочем, такое же, как и выплаты по майским указам президента. В Москве и других городах, например в Тюмени, зарплаты подросли, из Сибири пишут, что до мартовских выборов по разу или по два «кинули 5 - 10 тысяч и замолкли». В Центральном федеральном округе, где один регион беднее другого, в местных бюджетах не нашлось и рубля, чтобы поддержать учительство.

- Ещё один негативный момент был, когда Крым стал наш и у нас единоразово списали 20% зарплаты. Было грустно, - вспоминает пользователь "Фейсбука". Две тысячи лайков под его постом свидетельствуют, что грустно было не только ему. Но учитель – очень дисциплинированная профессия, потому что каждый знает: схлопотать неприятности так же просто, как подвести под «неуд» ученика, - не то сказал, не там кивнул.

- Перестать дергать нас на бесполезные общественные мероприятия, работу оценивать не по гладко написанным отчетам, а по тому, сколько горящих глаз у тебя в классе. Надо поднять профессию учителя до определенного статуса, показать родителем, где их зона ответственности, а где учителя. Сейчас граница стерта. Родители снимают с себя обязательства и перекладывают их на учителей. Начать элементарно уважать педагога, а не заставлять его работать за гроши и терпеть, терпеть, терпеть. Система везде одна, именно она уронила престиж профессии до непозволительного уровня и именно она выдавливает нормальных людей из школы. Можно сколько угодно слушать истории о том, как сейчас поощряют и мотивируют молодых педагогов, но если бы это было действительно так, за будущее отечественной школы можно было бы не беспокоиться. А мы душу рвем, плачемся на своих форумах… Правительство учитывает чье угодно мнение – министров, экспертов от образования, родителей, общественности… Учителя никто не слышит! - высказывается Ольга из Самары.

Отметим, что на популярном портале по трудоустройству в Оренбурге можно найти от силы 10 вакансий для преподавателей. Зарплата в них, в основном, не указывается. Правда, здесь есть одна особенность: вакансии в элитные школы "висят" на сайте с зарплатой в 65 000 рублей. Правда и берут туда не всех. Как минимум, необходим опыт работы от 5 лет. Также представлены вакансии в различные центра по изучению иностранных языков и предлагается работа в других странах.

"