Posted 22 сентября 2017,, 04:24
Published 22 сентября 2017,, 04:24
Modified 17 октября 2022,, 15:57
Updated 17 октября 2022,, 15:57
Ценовой (бес)предел
Несмотря на заявления федеральных чиновников о необходимости скорейшей модернизации экономики РФ и сокращения зависимости от сырьевого фактора, российская нефтегазовая отрасль продолжает быть главным донором-налогоплательщиком. Об этом красноречиво свидетельствует утвержденный проект федерального бюджета на ближайшие три года. Но теперь кроме нефтяников активнее пополнять госказну придется и рядовым россиянам. Именно они вместе с нефтяниками из собственного кармана будут оплачивать предполагаемое повышение топливных акцизов.
По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, в прогнозе бюджетных доходов на 2018 год заложены дополнительные 40 миллиардов акцизных рублей. Собирать их будут как с производителей топлива, так и тех, кто "ворочает рулём" на трассах нашей страны и регулярно заправляет свои авто.
Акциз в следующем году будут повышать поэтапно: на 50 копеек с литра с 1 января и ещё на 50 копеек - с 1 июля.
Очевидно, что увеличение налоговой нагрузки никого – кроме Минфина – не радует. Рост цен на топливо будет способствовать подорожанию товаров и услуг, и, как следствие, увеличению инфляции.
Компании также ожидают убытков. Расставаться с частью прибыли им не захочется, а перекладывая налоговую нагрузку на плечи покупателей, они все равно столкнутся с сокращением доходов за счет уменьшения деловой активности и как следствие спроса на моторное топливо.
Мы ожидаем, что с учётом уже заложенного ранее повышения акциза на будущий год (да-да, его тоже будут индексировать) и прогнозируемой инфляции в 5-6% на 2018 год общий рост цены литра топлива составит около 2,4-2,8 рублей за литр. уверен менеджер по оптовой продаже нефтепродуктов Константин Михальченко.
Причём, по словам эксперта, рост будет неравномерным: скачок примерное на 50-60 копеек за литр ожидается осенью, когда закончится уборочная кампания. Затем - будущей весной, перед началом посевной, следом нужно ждать летнее повышение: с июня традиционно вырастает спрос на топливо в сезон отпусков.
Таким образом, по прогнозам эксперта, уже к середине лета цена 92-го на заправках премиум-брендов перешагнёт цену в 40 рублей за литр. "Иномарочный" 95-й вплотную подойдёт к рубежу в 50 рублей / литр.
Пока же топливные ценники на оренбургских АЗС крупных сетевых розничных сетей - "Башнефть", "Газпром" и "Лукойл" никак не отреагировали на новости об акцизных планах правительства. А вот некоторые мелкие продавцы со второй декады сентября отпускной прайс немного повысили - в среднем на 10 копеек.
Сегодня минимальная цена 92-го на небрендированных заправках областного центра без накопительных карт и программ лояльности, а также исключительно за наличный расчёт составляет 34 рубля за литр. Минимальная цена на АЗС федеральных брендов с учётом скидок по бонус-картам составляет от 35 рублей.
Впрочем, эксперт уверен, что цены плавно начнут подрастать уже в октябре.
Дорогое топливо вредно для экономики
В этой связи уместно вспомнить, что ситуация с производством светлых нефтепродуктов в стране далеко не идеальная. Как сообщил изданию "Нефть и Капитал" генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев, в результате реконструкции наших нефтеперерабатывающих заводов и пуска новых НПЗ, доля бензина в перерабатываемой нефти серьезно снизилась.
Старые установки глубокой переработки нефти были выведены из эксплуатации для замены, новые пока еще не пущены. Только в 2016 году началось восстановление этого производства. Если взять 2016 год, то дефицит бензинов в России составлял 7 млн тонн. При этом розничный рынок никак не страдал: АЗС снабжались на 100%,
– сообщил эксперт. По его словам, напряженная обстановка с бензином в стране пока сохраняется, но в ближайшие 2-3 года, все зависит от скорости ввода установок, объемы производства топлива в России возрастут до 60 млн тонн.
Однако это произойдет только в том случае, если компании смогут вовремя ввести в строй новые модернизированные мощности. При уменьшении прибыли от розничной продажи бензина этот момент опять будет отложен.
Как заметил в интервью «НиК» источник в одной из ведущих нефтегазовых компании России, нефтяные компании законопослушны и постараются выполнить все предписания правительства, хотя бы по тому, что от этого зависит развитие их бизнеса. Вместе с тем, если данный бизнес будет им совсем не выгоден, они могут и избавиться от перерабатывающих мощностей:
«Складывается впечатление, что правительство просто не хочет работать с вертикально интегрированными компаниями и, вообще, не заинтересовано в выпуске качественного топлива в стране».
Менеджер напомнил, что США смогли создать сильнейшую в мире экономику благодаря низким ценам на энергоносители внутри страны для рядовых потребителей. В итоге дешевый бензин позволил развиваться транспорту и туризму, создав огромное количество рабочих мест. Повышение цен для конечного потребителя в России вряд ли положительно скажется на экономике страны.
Акцизы – лишь дополнительный фактор роста цен на бензин
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, в свою очередь, считает, что принятое правительством решение по увеличению акцизов с 2018 года является дополнительным фактором для роста цен на топливо, но никак не повлияет на спрос и, соответственно, развитие отрасли.
«Цены растут каждый год и ничего не меняется. На спросе может сказаться деловая активность, а не цены. Просто ожидалось, что все будет происходить совсем по-другому. Когда вводился налоговый маневр, его целью было перенесение налоговой нагрузки на добычу. То есть акцизы должны были снижаться пропорционально росту НДПИ и сдерживать рост цен внутри страны. НДПИ каждый год увеличивается, а акцизы ни разу не снижались», – заявил президент Российского топливного союза. Он напомнил, что регулятором рынка является Федеральная антимонопольная служба, и она продолжит следить и за розничными и за оптовыми ценами на топливо.
Правительство не удержит цены на бензин
Замдиректор аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева также считает, что увеличение акцизов обязательно приведет к увеличению цен на бензин.
- Налоговая составляющая играет большую роль в формировании стоимости топлива, поэтому запланированное увеличение налогов приведет к очередному скачку цен. С учетом невысокой стоимости нефти и укреплением рубля, рост акцизов будет иметь негативный эффект для потребителя, в первую очередь – розничного. Повлияет он и на оптовых покупателей – производство, логистика. Все это приведет к росту цен на различные услуги, например, авиабилеты, – отметила эксперт.
По ее мнению, государство сейчас не сдерживает рост цен на топливо; дальше возможности для этого также не появятся.
«Наши НПЗ постоянно должны переходить на новые экологические стандарты. Это требует огромных средств для модернизации производства и дополнительных затрат компаний. Поэтому я не совсем понимаю, как государство может сдерживать рост стоимости топлива, повышая налоги»,заметила Анна Кокорева.
Она считает, что на отрасли повышение акцизов отразится только в случае серьезного падения спроса на бензин: «Спрос серьезно не упадет, компаниям все равно нужно будет покупать горючее. Дизель и бензин останутся востребованными, поэтому ничего не изменится, просто вся налоговая нагрузка будет переложена на потребителя».
ФАС уже сдерживает инфляцию
Стоит отметить, что замглавы ФАС Анатолию Голомолзину уже пришлось успокаивать общественность в связи с предстоящим повышением акцизов.
«Если он один (фактор повышения акцизов на топливо в 2018 году), то он не может существенным образом повлиять на цену. Он (рост цен для конечных потребителей) будет, скорее всего, в общих планируемых параметрах. Бывали изменения акцизов на гораздо большую величину», – цитирует замглавы ФАС агентство «Прайм».
Данное заявление, видимо, свидетельствует о том, что компаниям не стоит расслабляться, поскольку антимонопольная служба следит за общественным обсуждением проекта бюджета.
Но нефтяникам, как, впрочем, и конечным потребителям, вряд ли от этого будет легче.