Posted 22 сентября 2019, 15:27
Published 22 сентября 2019, 15:27
Modified 17 октября 2022, 16:26
Updated 17 октября 2022, 16:26
И если поначалу «грызть гранит науки» в домашней обстановке решались немногие, то сегодня уже более трёх сотен ребят официально обучаются, не посещая школы и даже не зная о том, что такое «двойка» в дневнике.
Законодательство Российской Федерации чётко предписывает обязательное среднее образование для каждого гражданина страны. Это означает, что просто так бросить школу и никуда не водить своего ребёнка нельзя — вскоре у вас на пороге появятся представители органов опеки и полиции, которые в лучшем случае вас оштрафуют, в худшем — лишат родительских прав. А ребёнок всё равно будет ходить учиться — не в школу, так в интернат.
С советских ещё времён существовала вполне легальная возможность образовательное учреждение не посещать — это медицинские показания (не дай Бог, конечно, никому).
После распада СССР возможности обучения на дому расширились. В исключительных случаях разрешалось не водить ребёнка в школу, например, по религиозным соображениям или в связи с разъездным характером работы родителей, когда семья часто переезжала из города в город.
Девять лет назад законодательно была урегулирована эта правовая коллизия, и семьи получили право обучать своих детей на дому, выполняя определённую процедуру. Для этого нужно известить районный отдел образования и «прикрепиться» к школе, где ребёнок будет сдавать полугодовые проверочные тесты и контрольные. Их результатов будет достаточно, чтобы получить аттестат о неполном среднем образовании.
Аналогично и в старших классах: можно сдавать ЕГЭ точно так же, как все школьники, только не позднее, чем за два месяца подав соответствующее заявление в учебное заведение.
Важно так же разделять похожие по названию, но совершенно разные по сути «домашнее обучение» и «семейное обучение». В первом случае ребёнок не посещает школу (или посещает нерегулярно) по состоянию здоровья, но занятия с ним ведут профессиональные педагоги ОУ и он формально числится в списках заведения. Соответственно, на него так же отпускается бюджетное финансирование и учителя отчитываются об успеваемости подопечного. По данным Министерства образования области, на 2019-2020 учебный год в Оренбуржье таких учеников было 1308.
Совсем другое дело — обучение семейное. В этом случае родители (или опекуны) полностью берут на себя заботу о получении среднего образования. Ни к какой школе ребёнок не относится, бюджетного финансирования ОУ не получает, и лишь на время экзаменов он проходит по документам учреждения.
Таких учеников в Оренбуржье в 2012 году было всего 7. Сегодня их уже почти сотня.
Оренбурженка Елена К. по профессии — хореограф. Всю жизнь работает с детьми, но не столько по научному направлению, сколько по музыкально-художественному.
О том, чтобы перевести свою старшую дочь на семейное обучение, никогда и не думала. Но обстоятельства сложились иначе.
Девочка не посещала садик, сидела с бабушками. А когда началась школа, часто стала болеть, иногда по месяцу пропуская занятия. Отсюда — неуспеваемость, трудности в понимании программы, неодобрительные взгляды педагогов. Учителей понять тоже можно: в переполненном классе нет времени на индивидуальное объяснение пройденного материала, слабые ученики отвлекают. А школа требует успеваемости, да и зарплата педагога и его статус тоже косвенно зависит от того, насколько успешно в итоге класс закончит год.
В итоге, промучившись, Елена решила перевести дочь на семейное обучение.
- Это оказалось проще, чем я думала. В Интернете множество курсов, которые можно купить — тебе высылают и прописи, и аудиоматериалы на диске, и даже подключают к онлайн-экзаменатору, где по Скайпу связывается педагог и проводит тестирование ребёнка.
Женщина для дочери выбрала курс за 22 тысячи рублей — в среднем 2500 за месяц учёбы (не считая каникул). Ребёнок с блеском закончил первый класс, сдал все экзамены и с сентября пошёл учится во второй класс «домашней» школы.
- Времени на обучение дома тратится гораздо меньше, ведь мы не отвлекаемся на других детей, не ждём, пока они ответят, как в большом классе. Да и дочери со мной спокойнее, нет стрессов, конфликтов, которые неизбежны в детских коллективах, - говорит Елена.
Впрочем, в третий класс она уже точно дочь поведёт в обычную школу. Программа усложняется, растёт и цена за курсы: более-менее качественные материалы стоят уже порядка 40 тысяч за год обучения, и это — ещё не предел.
Но даже не деньги главное — расходы на обычную хорошую гимназию, с её требованиями к форме, учебникам и т.д. едва ли будут сильно меньше. Куда важнее момент социализации. Как педагог Елена понимает, что ребёнок не должен расти тепличным растением. Современная жизнь жестока, и не получив «прививку» в детском коллективе, удар в подростковом возрасте будет намного болезненнее.
Увы, но современная школа — гораздо злее, агрессивнее и жёстче, чем та, что была во времена СССР. Учителя теперь скованы законами и правилами, которые в 70-80-х показались бы просто идиотизмом. Те, кому за 40, наверняка помнят, что совершенно обыденным делом было дежурство в классе — дети оставались после уроков и мыли полы, скребли парты, драили школьные рекреации и до блеска натирали стёкла нашатырём. Сейчас это должны делать только специальные сервисные службы или техперсонал.
Привлекали школьников даже к покраске полов и плинтусов — совершенно недопустимое действо в нынешних условиях. Попробуйте, дайте старшекласснику кисть и банку нитроэмали — да на директора школы уголовное дело заведут! А ну как потравятся дети? Не можно!
За повышенный голос на 15-летнего оболтуса педагога могут затаскать по райОНО и прокуратурам, достаточно только дитяте пожаловаться детскому омбудсмену или его родителям написать заявление. Почти наверняка учитель будет неправ — сколько тому недавних примеров?
А чудовищное материальное расслоение? Это раньше в СССР все были равны и все ездили на троллейбусах. Сейчас посмотрите, на каких машинах детей подвозят к школам — автопарк областного правительства и губернатора позавидует!
Всё это приводит к крайне непростой психологической атмосфере. Современные педагоги всё больше открещиваются от воспитательной функции — только подача материала, только «натаскивание» на ГИА или ЕГЭ. Нежный, ранимый ребёнок в такой ситуации оказывается затюкан и затравлен, но педагоги этого не видят и видеть не хотят. Зачем? Ещё на сумасшедшую мамашку нарвёшься... Парадокс: учителя точно накажут, если класс завалит экзамен, но практически не будет взысканий, если что-то произойдёт (три раза плюнем через плечо) с учеником за пределами школы. Педагог, как говорится, быть психологом и нянькой не нанимался. Для этого отдельные службы есть.
Именно поэтому так растёт популярность семейного образования. Как противопоставление «злой школе». Да, в абсолютных цифрах пока количество «безшкольников» невелико по сравнению с 220 тысячами учащихся региона вообще. Но темпы роста — впечатляющие.
- Интерес к семейному образованию растёт, это бесспорно. Более того, в ряде регионов приняты законы, которые компенсируют из бюджета расходы семьи в пределах стандартных трат на школьника, - комментирует замруководителя центра дистанционного обучения Лилия Шайхутдинова. - Проще говоря, если бы ребёнок ходил в школу, казна бы выделяла на него определённую сумму. А так — эти деньги имеют право получить родители для обеспечения качественного образования ребёнку.
Кстати, что касается Министерства образования области, то там тему домашнего и семейного образования комментируют нехотя. Что и понятно — в определённом смысле данный тренд — конкуренция классическому обучению в школах. Особенно, если практику бюджетных компенсаций примут и в Оренбуржье.
Чиновники особо подчеркнули в своих ответах, что не считают обучение на дому сколько-нибудь заметным явлением. И даже не ведут отдельную статистику, как эти ребята сдают ГИА и ЕГЭ, лучше или хуже получается это у них по сравнению с выпускниками школ.
А вот эксперты наоборот, говорят, что «безшкольники» очень активно распространяют свою идеологию самостоятельного образования, создают свои группы в соцсетях, обмениваются опытом и даже есть опыт судебных разборок с региональными минобрами для получения компенсаций там, где нет пока на этот счёт чётких местных законов.
- Вы же понимаете — чем больше будет педагогов и директоров школ, называющих публично детей «отбросами», тем сильнее популярность семейного образования, - говорит Шайхутдинова. - Да, далеко не каждый родитель имеет и возможности, и желание учить ребёнка самостоятельно. Но и отрицать тренд нельзя. Интерес к теме — огромный, просто многие даже не знают о таких возможностях, что открывает закон. И мы полагаем, что в среднесрочной перспективе до 2-3% школьников могут заниматься дома, особенно при поддержке государства. А это порядка 4-4,5 тысяч человек. У родителей, у детей должен быть выбор. А школа должна конкурировать за ребёнка — и это совершенно нормальный процесс.